Прогулки с Франсисом Пуленком: по дороге, воздуху и воде

Прогулки с Франсисом Пуленком: по дороге, воздуху и воде

В 1921 году молодой Франсис Пуленк пишет сюиту «Прогулка» и представляет в ней все доступные на тот момент способы передвижения.

Сюита «Прогулка» Франсиса Пуленка. Предлагаем совместить прослушивание этой 16-минутной миниатюры с чтением статьи.

Сюита «Promenades» для фортепиано посвящена Артуру Рубинштейну и включает 10 миниатюр. Каждую пьесу можно сравнить с кратким повествованием, путевой заметкой о наблюдениях путешественника, выбравшего для перемещения тот или иной способ. Иногда примененные композитором средства заставляют задуматься о стилизациях, которые Пуленк спрятал в этом цикле.

Путешествие с Франсисом Пуленком начинается «Пешком». Неспешная медитативная пьеса открывает цикл, приглашая слушателя к променаду по окрестностям и не давая намека на то, что в самое ближайшее время ритм этой прогулки будет меняться самым кардинальным способом.

Уже второй номер «В автомобиле» существенно ускоряет темп передвижения. Интересно, что нотном тексте этой пьесы Пуленк пишет «Chopin», отсылая слушателя и исполнителя к Фредерику Шопену. Действительно, настроение и фактура этой пьесы близки фортепианным миниатюрам композиторов-романтиков.

Прогулка в компании с Пуленком продолжается «Верхом». Пасторальная зарисовка с полупрозрачными музыкальными красками отсылает слушателя к другому наследию музыкальной Франции – миниатюрам французских клавесинистов.

Услышать отзвуки импрессионистских зарисовок Равеля и Дебюсси можно в четвертом номере сюиты «На корабле». Судя по взволнованному характеру пьесы, композитор рисует прогулку по весьма неспокойному морю или реке. Остро диссонантные звуки и виртуозные пассажи красочно живописуют неспокойную воду и волны, демонстрируя немалое мастерство Пуленка-композитора.

В центре сюиты помещена пьеса «На самолёте». Медленный темп, тяжелые полновесные аккорды отнюдь не рисуют быстроходное воздушное судно. Если идти по пути живописания, то Пуленк явно приглашает нас насладиться медленно плывущими под крыльями самолета облаками. Под впечатлением от этой части сюиты невольно вспоминается ноктюрн «Облака» Клода Дебюссии, также наполненные неспешностью и созерцанием.

«Облака» Дебюсси в исполнении оркестра New Philarmonia под управлением Пьера Булеза

Кульминацией сюиты нельзя не признать пьесу «На автобусе». Динамика до четырех форте, полнозвучная аккордовая фактура, стремительный темп… Поездка на этом виде транспорта для Пуленка, видимо, ассоциируется с особым экстримом.

В противовес автобусной гонке, прогулка «В экипаже» полна безмятежности, спокойствия и неги. Только изредка тряска повозки дает знать о себе интересными звуковыми приемами – форшлагами и синкопами, не давая пассажирам этого экипажа заснуть.

Динамичная прогулка «По железной дороге» создана в стиле неоклассицизма. Легкая и воздушная фактура пьесы передает ощущение быстрого движения, стремительного хода поезда и равномерного стука колес.

В изысканном французском стиле представлена пьеса «На велосипеде». Сложная тональность с обилием бемолей, развернутая и богатая фактура, частые перемены ритма наполняют эту миниатюру практически парижским шиком.

Финал сюиты – «На дилижансе» — неожиданно завершает цикл на грустной ноте. Тяжелая поступь этой пьесы навевает грусть и уныние. Некоторые меломаны и исследователи творчества Пуленка видят в этой миниатюре воплощение образа разбитого дилижанса из романа Альфонсо Доде «Тартарен из Тараскона».

Я старый дилижанс, курсировавший двадцать лет тому назад между Тарасконом и Нимом… Я часто вас возил, вас и ваших друзей, когда вы ездили охотиться за фуражками в Жонкьер или в Бельгард… <…> Солнце палит, пыль жжет. Ничего, гони! Зацепился, опрокинулся… Гони вовсю! Реки – вплавь, простужаешься, мокнешь, тонешь… Гони! Гони! Гони! А вечером меня, насквозь мокрого, ставят на ночевку во двор караван-сарая, – это в моем-то возрасте и с моим-то ревматизмом! – и я должен спать под открытым небом, на самом сквозняке. Ночью шакалы и гиены обнюхивают мой кузов, воры забираются ко мне погреться… Вот до чего я дожил, дорогой господин Тартарен, и такую жизнь мне суждено вести, пока в один прекрасный день, растрескавшись на солнце, прогнив от ночной сырости, я не почувствую, что больше не могу, и не свалюсь где-нибудь на повороте этой треклятой дороги…»

Фрагмент из романа  А. Доде «Тартарен из Тараскона»

Франсис Пуленк (1899-1963)
Франсис Пуленк (1899-1963)

Сюиту, созданную Пуленком, можно рассматривать как пробу пера начинающего композитора. Но удивительные параллели, аллюзии и стилизации, затаенные в этой музыке, уже открывают нам будущего мастера композиции, умеющего и минимальными средствами передать малейшие оттенки настроений и эмоций.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку