11 сентября 2001 года — дата, ознаменовавшая собой начало эпохи американского авторитаризма в международных отношениях. 43й президент США Джордж Уокер Буш под воздействием двух ястребов (Дика Чейни и недавно скончавшегося Дональда Рамсфельда), оставшихся ему в наследство от Буша-старшего, принял самое неоднозначное политическое решение за последние четверть века: разворот к милитаризации американской внешнеполитической доктрины.
Это был самый религиозный из всех президентов за последние 60 лет, представитель семьи радикальных методистов-протестантов, близких к сектантскому направлению адвентисов 7-го дня
Я в исторический день 9/11 находился в качестве дипломата в западном полушарии. В стране, максимально близкой к американским берегам, и хорошо помню недоумение и шок, вызванные новостями из СМИ о разрушении башен-близнецов и одномоментной гибели почти 5 тысяч человек на территории страны, которая никогда не вела у себя боевых действий. Изумление и подавленное состояние было у всех: от критиков внешней политики США до людей, пытавшихся понять всю глубину, масштаб и перспективы однополярного мира.
Что и говорить, первая реакция дипкорпуса была неоднозначной. От предположений об авторстве иранских спецслужб до прямого вторжения Ирака в отместку за нападки на Саддама Хусейна.
Я был один из немногих, кто был близок к истине, хотя никогда и не занимался Ближним Востоком и Востоком вообще (я — профессиональный европеист). Моё высказывание руководство восприняло в штыки, когда я назвал в качестве автора террористической акции одну из наиболее радикальных исламистских организаций. Это вызвало усмешку у первого лица посольства, но к моим словам всё же отнеслись всерьёз, перепроверили их и пришли к выводу, что хоть и не та организация организовала злодейскую историю, но принципиальная справедливость моих слов была оценена. За акцией стояла смежная организация — запрещённая в РФ террористическая группировка Аль Каида.
Введение американских войск в декабре 2001 года в Афганистан — ответная реакция на террористическую акцию упомянутой организации и всех, кто за ней стоял (включая Усаму бен Ладена). Оно послужило началом самой радикальной силовой акции во внешней политике США Третьего тысячелетия.
Отец Буша-младшего Джордж Буш-старший вошёл в историю как миротворец, поставивший последнюю точку в жизни реального социализма. Он блестяще провёл переговоры на борту американского крейсера с Михаилом Горбачёвым на водах Мальты зимой 1989 года, убедив его развязать последние узелки и сдать страну. Его сын прослыл прямой его противоположностью: президентом, поднявшим развевающееся знамя американского глобализма.
Американский глобализм — вещь до сих пор малоизученная. Никому неохота заниматься ветхим тряпьём и устаревшими доктринами уходящей эпохи. Однако мы — свидетели нового разворота в американском глобализме в лице всё более твёрдой доктрины Байдена, сводящейся к формуле «воздействовать на международные отношения через экономические и политические инструменты», а не используя дорогостоящие в плане финансов и человеческих жертв подходы.
Байден, со всем его внешнеполитическим аппаратом, как показывает практика последнего времени, принимает решение регулировать международные отношения через существующие политические и экономические институты. Он свёл всю внешнеполитическую доктрину страны к остаточному прагматизму, демонстрируя способность пожать руку ради достижения заданных целей даже человеку, которого он публично назвал убийцей.
В октябре 2021 года пройдут два события: встреча G20 и сессия Генассамблеи ООН по противодействию мировым вызовам, где американская администрация вновь займёт радикальную глобалистскую позицию. Страна продиктует свою волю мировому сообществу.
В повестке дня сегодня две наиболее острые глобальные задачи: умиротворение радикальных агрессивных сил Центральной Азии и постсоветского пространства (позиция России, направленная на укрепление авторитарных центростремительных тенденций, усиление России за счёт связей с Талибаном (запрещено в РФ), Беларусью и радикалами на Востоке Украины) и проблемы, связанные с утечкой биологического оружия в лабораториях мира; на подступах — утечки химического оружия.
За последние 20 лет, по мнению ряда учёных, по миру произошло около 30 утечек из лабораторий. Лихорадка Западного Нила, Эбола, СПИД, корона, не говоря об «испанке» в начале XX века. Существуют версии, что все пандемии имеют искусственное, а не природное происхождение, которых придерживается в том числе часть американского истеблишмента.
В условиях низкого старта правительствующих кабинетов в крупнейших государствах мира по защите своего населения, человечество может уповать лишь на ключевые международные организации и наиболее продвинутых лидеров международного сообщества, обладающих высокой моралью и нравственностью, либо общественным контролем за их деятельностью. К таким относятся главы США, Ватикана или президент Швейцарской Республики.
Провал американского глобализма в самом начале 2000х ознаменовал эру переосмысления новой трактовки современных международных отношений и возрастающего прозрения человечества по части спасения. Кто защитит его от грядущих бед?