В четверг Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган после длительных переговоров объявили об очередном прекращении огня в сирийской провинции Идлиб. Оно вступило в силу начиная с полуночи 6 марта, но продержится ли оно дольше, чем остальные, неизвестно.
В настоящее время большая часть северной Сирии, включая Идлиб, остается вне контроля Правительства Башара Асада. Часть её удерживается мятежными курдами, поддерживаемыми США, другая часть – Идлиб – под Турцией и её союзниками (турки и США называют их повстанцами, сирийцы и Россия – террористами).
Турция мотивирует своё присутствие в регионе попыткой предотвратить гуманитарную катастрофу. В стране уже находится около 3.6 млн. сирийских беженцев, и она говорит, что не справится с большим наплывом мигрантов, вызванным наступлением сирийской армии.
Асад же поклялся отвоевать каждую пядь сирийской территории, поэтому в последние несколько недель правительственные войска при поддержке российской авиации активизировали попытки отвоевать город Идлиб, прилегающие районы, стратегические автомагистрали М4 Алеппо-Латакия и М5 Алеппо-Дамаск, что привело к взаимной гибели турецких и сирийских военных.
Ещё одной стороной этих процессов является Европа, в которую Турция грозит направить миграционные потоки, если ЕС не окажет ей финансовую помощь.
Новое соглашение является дополнением к сделке, о которой Путин и Эрдоган впервые договорились в 2018 году. Тот пакт, однако быстро развалился, а неоднократные попытки президентов добиться прекращения огня так и не привели к прочным результатам.
Соглашение предусматривает прекращение огня, создание 12-километрового коридора безопасности вдоль стратегической автомагистрали М4, проходящей к югу от Идлиба, который с 15 марта будет охраняться совместными российско-турецкими патрулями.
Эксперты оценивают эту договорённость, как эффективное продвижение российского присутствия дальше на север к Идлибу. Она также позволила сирийскому правительству сохранить территории, которые оно отвоевало в последние недели, но не обещает Асаду вернуть контроль над всей страной, ограничившись расплывчатыми обязательствами по территориальной целостности Сирии.
Очевидно, что сделка не оправдала надежд Эрдогана по созданию в этой провинции турецкой зоны для расселения миллионов беженцев, а только подчеркнула необходимость обеспечения возвращения вынужденных мигрантов и доступа гуманитарной помощи.
Вместе с тем, Турция оставила за собой право наносить удары в ответ на любые атаки сил Башара Асада.
Пока, и будем надеется, что так будет и дальше, Россия и Турция избегали прямого конфликта, несмотря на усиление напряжённости в регионе. Так, хотя Россия формально контролировала небо над Сирией, Турция умудрилась задействовать рой ударных беспилотников против армии Асада.
Насколько долго продлится перемирие покажет время. Что будет с дюжиной турецких военных пунктов, окружённых сирийскими войсками, тоже пока остается неизвестным. В соглашении это прописано не было.