Старая дискуссия относительно причин смерти папы Лучани (год восшествия на престол 1978) остаётся предметом постоянных дискуссий как в лоне церкви, так и за ее пределами. Причина, по которой мы обратились к этой теме, нестандартна. На эту тему написано и сказано очень много, как в научных монографиях, так и в мемуарах-воспоминаниях.
Сейчас появилась ещё одна книга — «Когда пуля попадёт в кость», которая вызывает очень большой интерес во всём католическом мире и даже за его пределами. Дело в том, что подозрение, что святой отец ушёл из жизни не по своей воле, подтверждает прямой исполнитель.
Племянник известного мафиози по имени Лаки Лучано был исполнителем злой воли, наёмным убийцей.
Святой отец, провозгласивший главным тезисом своего понтификата «Humilitas» (Смирение), был склонен провести расследование всех финансовых операций, проводимых святым престолом, которые, как теперь стало известно, затрагивали интересы IBM, Coca-Cola и других крупных концернов.
Автор воспоминаний называет и имя заказчика недобровольного ухода из жизни первосвященника — представителя клана Марцинкус (в тот период он возглавлял всю финансовую деятельность Ватикана).
Уверен, следственные органы и специалисты по криминологии проведут соответствующее расследование, если уже не провели. Однако сейчас уже понятно, что дело настолько непростое, что и по прошествии столького времени — почти 50 лет — оно обещает быть громким и сенсационным.
Во всей этой истории удивительно то, что прямые указания на отравление (автор этих воспоминаний пишет о подсыпании цианида в чашку папы) уже сейчас говорят о том, что всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Например, почему-то члены семьи отказались проводить вскрытие тела Понтифика, при том, что это является чуть ли не обязательным условием его кончины. Единственным, кто не прошёл эту процедуру, был именно папа Иоанн Павел I (Альбино Лучани). С другой стороны, накануне кончины понтифика на его приёме скончался глава Ленинградской епархии митрополит Борис Ротов (Никодим).
Ряд экспертов приписывают русскому православному священнику миссию об установлении особых доверительных отношений двух мировых авраамических религий, которые в тот период отсутствовали. Предположительно, митрополит ещё в 1960-е годы участвовал в секретных переговорах о возможном участии СССР во II Ватиканском соборе (православных иерархов) в обмен на отказ осуждения атеистического коммунизма в католических богослужениях.
65-летний «Папа Улыбок», по сообщению официальной прессы Ватикана, умер от сердечного приступа, вызванного стрессами от «тяжелой заботы о судьбах церкви». Его личный секретарь Джон Маги утверждает, что здоровье понтифика было отменным, и что незадолго до смерти его проверяли врачи. Сердце понтифика не вызывало беспокойства (таким было мнение его личного доктора Да Роса, считавшего папу здоровым, указывающего иногда на пониженное кровяное давление).
Одним словом, весь понтификат, длившийся 33 дня (самый короткий в Новое время), вызывает больше вопросов, чем благодушия. Появление воспоминаний родственника крупного мафиози, утверждающего, что он был соучастником преступления века, стало поистине бомбой в католическом мире.
Мемуары Энтони Раймонди (так его зовут) утверждают, что вокруг этого события больше мифологем и слухов, чем требуется. Он свидетельствует, что уже во время совершения преступления многие о нём знали.
Вслед за Иоанном Павлом I на престол взошёл Иоанн Павел II (Войтыла), который взял себе имя в честь предыдущего папы, тем самым провозглашая курс на преемственность. Здесь интересно то, что несмотря на упорное стремление провести как можно более объективное расследование смерти предшественника, оно не было доведено до конца, а вскоре после закрытия этого всестороннего расследования интерес к нему лишь возрос.