Римский-Корсаков и Мусоргский писали первые оперы в одной квартире

Римский-Корсаков и Мусоргский писали первые оперы в одной квартире

Участники Балакиревского музыкального кружка в этот период делили одну квартиру на двоих и активно участвовали в творческих процессах друг друга.

Николай Римский-Корсаков (1844 – 1908)
Николай Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень и зиму мы много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку».

Николай Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни»

Работу над «Псковитянкой» — первой пробой пера в жанре оперы – Римский-Корсаков начал в 1868 году в возрасте 24 лет. Молодой моряк, с отличием окончивший Морской корпус и совершивший кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», он уже определился со своим жизненным предназначением и с головой погрузился в мир композиции и музыкальной науки. В 1871 году его авторитет в музыкальных кругах возрос настолько, что его – еще недавно младшего из «Могучей кучки» Милия Балакирева — пригласили на должность профессора Санкт-Петербургской консерватории.

В основу первой оперы молодого композитора легла опубликованная в 1859 году драма Льва Мея «Псковитянка». Впоследствии композитор еще не раз обратится к творчеству Мея как источнику для будущих опер («Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сервилия»). Работу над приспособлением драмы к опере Римский-Корсаков вел самостоятельно, подспорьем стал присланный Чайковским готовый вариант оперного либретто по драме Мея, из которого молодой автор использовал фрагменты, и помощь товарищей – так, слова для женских хоров из третьего действия оперы принадлежат перу Модеста Мусоргского.

Увертюра к опере «Псковитянка» в исполнении Симфонического оркестра театра «Новая опера»

Действие оперы разворачивается в Пскове в 1570 году. Горожане ожидают прихода Ивана Грозного и завершения вольницы. Ольга – дочь псковского посадника Токмакова – случайно узнает, что она приемная, а матерью ее является боярыня Вера Шелога. Прибывший в город Иван Грозный, взглянув на девушку и узнав правду об ее матери, сразу понимает – это его дочь. Царь пытается помочь девушке соединиться с возлюбленным – молодым мятежником Тучей, но судьба распоряжается иначе и девушка погибает от рокового выстрела. Одновременно с этим псковский люд скорбит о падении великого Пскова.

Ария Ольги в исполнении Ольги Терентьевой

Первая редакция оперы была поставлена на сцене Мариинского театра 13 января 1873 года под управлением Эдуарда Направника. Первый опыт не удовлетворил композитора, и он создал вторую редакцию произведения. Она не ставилась на сцене, известно об исполнении некоторых фрагментов из нее под аккомпанемент фортепиано в тесном кругу. В частности, одну из партий в этом импровизированном спектакле пел Мусоргский.

Третья и окончательная редакция оперы была завершена в 1892 году и впервые представлена Санкт-Петербургским обществом музыкальных собраний в 1895 году. С 1896 года в партии Ивана Грозного стал выступать Федор Шаляпин. Он стал центральной фигурой в судьбе оперы и принимал участие в первой постановке третьей редакции в Большом театре в 1901, в Мариинском театре в 1903 и в первом заграничном представлении произведения – в 1909 году «Псковитянка» была впервые представлена в Париже.

Сцена въезда Ивана Грозного во Псков. Симфонический оркестр и хор Санкт-Петербургской консерватории

Как и «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова представляет образец исторической музыкальной драмы. Трудно не заметить параллели между этими двумя русскими операми, созданными близкими друзьями и в ту пору – жильцами одной квартиры. Это, вероятно, способствовало очень тесному общению двух композиторов и постоянному обмену мнениями, мыслями и образами. Оперы были впервые представлены с разницей всего в 3 недели: «Псковитянка» в январе, а три сцены из «Бориса Годунова» — в  начале февраля 1873 года на бенефисе режиссера Кондратьева.

Модест Мусоргский (1839 – 1881) в молодости
Модест Мусоргский (1839 – 1881) в молодости

Более того, на период работы над «Псковитянкой» и «Борисом Годуновым» Римский-Корсаков и Мусоргский были вовлечены в создание общего опуса – оперы-феерии «Млада» по задумке директора императорских театров Гедеонова.

…2-е и 3-е действия были распределены между мною и Мусоргским, причем некоторые части 2-го действия (бытовые хоры) достались мне, а в 3-м мне была предоставлена первая его половина: полет теней и явление Млады, а Мусоргский взял на себя вторую половину — явление Чернобога, в которую он намеревался пристроить оставшуюся не у дел «Ночь на Лысой горе».

Николай Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни»

Работа над «Младой» заглохла после ухода Гедеонова с высокого поста. Но опыт совместной работы и жизни под одной крышей с Мусоргским имел свои преимущества: после кончины Мусоргского в 1881 году именно Римский-Корсаков взял на себя работу по систематизации архива товарища и подготовки его рукописей к изданию и исполнению.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку