Римский-Корсаков сочинил «Снегурочку» за роялем in B

Римский-Корсаков сочинил «Снегурочку» за роялем in B

Старый инструмент в деревне Стелёво был настроен на тон ниже и композитор в шутку называл его Piano in B. За ним, летом 1881 года, была создана опера «Снегурочка».

Виктор Васнецов. «Снегурочка», холст, масло, 1899.
Виктор Васнецов. «Снегурочка», холст, масло, 1899.

Николай Римский-Корсаков познакомился с пьесой Александра Островского вскоре после ее публикации в 1873 году, но источником творческого вдохновения сказка стала несколькими годами позднее. Зимой 1880 года композитор, уже созревший положить сюжет на музыку, предпринял поездку в Москву к Островскому. Композитор попросил права использовать пьесу как либретто и вносить в текст необходимые изменения. Островский тепло принял именитого композитора, дал согласие на работу с текстом и подарил Римскому-Корсакову экземпляр сказки.

Работа над оперой в полной мере закипела летом 1880 года. Семья композитора впервые сняла на летний период дом в настоящей русской деревне Стелёво, что южнее Санкт-Петербурга. Композитор был необычайно вдохновлен природой и сельской жизнью – пение птиц, походы за ягодами и грибами, приготовление варенья и прогулки наполняли его впечатлениями и творческими идеями.

Арию Снегурочки исполняет Анна Викулина

Со свойственной себе педантичностью, Римский-Корсаков точно записывал даты работы над оперой: он начал ее в клавире 1 июня и закончил 12 августа. «Снегурочка» стала самым быстрым произведением композитора. Не мешал вдохновенной работе даже весьма разбитый и настроенный на тон ниже рояль, находящийся в усадьбе. Римский-Корсаков окрестил его piano in B, проведя аналогию со строем духовых инструментов, и вполне справлялся со своим вынужденным помощником.

Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги. О сочинении «Снегурочки» никто не знал, ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил.

«Летопись моей музыкальной жизни»

Инструментовка оперы была сделана уже в Петербурге. Невзирая на большую загруженность делами – работу в консерватории, Бесплатной музыкальной школе – Римский-Корсаков также быстро завершил оркестровку и уже в конце января 1881 года «Снегурочка» впервые была представлена на сцене Мариинского театра. На премьере присутствовал Александр Островский. Он дал высокую оценку новой опере, хотя, по свидетельствам современников, все же больше ценил другое музыкальное воплощение своей пьесы – музыку к ней молодого Петра Чайковского.

«Весенняя сказка» была с восторгом принята коллегами композитора. Еще в клавире он показал и пропел всю оперу «от доски до доски» Балакиреву, Стасову и Бородину. Яркий национальный колорит оперы, опора на народные мелодии – хотя и без цитирования – продолжала линию развития «Могучей кучки» и русской оперы. Связь «Снегурочки» с русским фольклором становилась причиной ситуаций, которые Римский-Корсаков потом вспоминал в своей автобиографии:

Вскоре после постановки «Снегурочки», по случаю исполнения кем-то 3-й песни Леля, М.М. Ивановым было напечатано как бы замечание вскользь, что пьеса эта написана на народную тему. Я ответил письмом в редакцию, в котором просил указать мне народную тему, из которой заимствована мелодия 3-й песни Леля. Конечно, указания не воспоследовало.

«Летопись моей музыкальной жизни»

Третья песня Леля в исполнении Екатерины Сергеевой

Сценическая судьба «Снегурочки» сложилась не сразу. Премьерная постановка в Мариинском театре шла с большими купюрами по воле режиссера и продержалась в репертуаре театра всего год. Другая большая постановка оперы состоялась в Большом театре в Москве, но только в 1893 году.

Подлинный сценический успех «Снегурочке» подарила постановка частной оперы Саввы Мамонтова в 1885 году. Именно ее так высоко ценил сам Римский-Корсаков. Эскизы костюмов и декораций для этой постановки выполнил Виктор Васнецов. Образ Снегурочки в его творчестве имел особое значение, вероятно потому художник так чутко прочувствовал образы и настроения оперы и передал их в визуальном плане.

Виктор Васнецов. Эскиз декорации к Прологу оперы «Снегурочка»
Виктор Васнецов. Эскиз декорации к Прологу оперы «Снегурочка»

Пляска скоморохов в исполнении Концертного симфонического оркестра Московской консерватории

Опера «Снегурочка» стала поклонением «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях». Так характеризовал Римский-Корсаков бога Ярилу, которому поклонялись берендеи и чьи горячие лучи растопили Снегурочку. Истинной идеей оперы стала всепобеждающая сила любви и искусства, воплощенная в исконно русских образах и мелодиях.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку