Ромео и Джульетта: опера, балет, симфония или увертюра?

Ромео и Джульетта: опера, балет, симфония или увертюра?

Повесть, что нет «печальнее на свете», не раз становилась сюжетом для музыкальных произведений. Наиболее известные из них – в нашей подборке.

Ф. Айец (1791-1882). «Последний поцелуй Ромео и Джульетты», 1823
Ф. Айец (1791-1882). «Последний поцелуй Ромео и Джульетты», 1823

Повесть Шекспира о возлюбленных из Вероны с полным правом можно назвать одним из суперпопулярных сюжетов, к которому регулярно обращались музыканты, художники и поэты на протяжении более чем 400 лет. В мире музыки из канонических обращений к теме Ромео и Джульетты выделим четыре произведения зарубежных и русских композиторов, каждое из которых решено в своем жанре.

Симфония Гектора Берлиоза

Гектор Берлиоз вдохновился на создание музыкального произведения на основе трагедии Шекспира в 1827 году, когда посмотрел постановку пьесы в одном из парижских театров. В 1831 во Флоренции он присутствовал на исполнении оперы Беллини «Монтекки и Капулетти». Реализовать идею крупномасштабного произведения композитор смог благодаря Никколо Паганини. Тот был настолько впечатлен симфонией Берлиоза «Гарольд в Италии» для альта и оркестра, что прислал молодому композитору чек на крупную сумму в качестве поддержки. Берлиоз смог отложить насущные дела и за 9 месяцев 1839 года завершил работу над своей симфонией.

Драматическая симфония с хором, вокальными соло и прологом в хоровом речитативе, написанная по мотивам трагедии Шекспира.

Полное название симфонии, данное Гектором Берлиозом

Программная симфония для оркестра, хора и солистов протягивает нить от программных произведений Бетховена к крупномасштабным операм Вагнера. Последний благодаря симфонии Берлиоза перешел на сторону программной музыки и преклонялся перед этой партитурой.

Третья часть «Сцена любви» из симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта»

Опера Шарля Гуно

Сюжет Шекспира, если следовать «Карманному путеводителю по опере» Р. Кристиансена, становился оперным либретто как минимум четыре десятка раз. Наиболее известные обращения в жанре оперы принадлежат перу Шарля Гуно и Винченцо Беллини (под названием «Капулетти и Монтекки»).

Шарль Гуно создал свою оперу в 1867 году, авторами либретто на основе трагедии Шекспира выступили Жюль Барбье и Мишель Карре. Пятиактная опера с хоровым прологом была впервые представлена 27 апреля 1867 в Театре лирик в Париже.

Опера интересна хоровым прологом, который словно воскрешает античную традицию музыкального представления. Хор озвучивает оригинальный текст трагедии без инструментального сопровождения, вводя зрителей в мир шекспировских образов.

Наиболее известный номер из этой оперы – Вальс Джульетты – у современников вызвал бурю критики. Считалось, что их присутствие в опере служит единственной цели – дать исполнительнице главной партии сопрано Мари Карвальо блеснуть своим голосом и филигранной техникой.

Вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетты» в исполнении Анны Нетребко

Увертюра-фантазия Петра Чайковского

Идею создать симфоническое произведение на основе шекспировской трагедии была подана молодому Чайковскому Милием Балакиревым. Идеями и том, как можно представить этот сюжет средствами симфонической музыки, музыканты обменивались в переписке 1869 года.

Когда она вылезет из моей утробы, Вы увидите, что какова она ни есть, а немалая доля из того, что Вы мне советовали сделать, исполнена согласно Вашим указаниям. Во-первых планировка — Ваша: интродукция, изображающая патера, драка — Allegro, и любовь — вторая тема, а во-вторых модуляции Ваши: интродукция в E-dur, Allegro в H-moll и вторая тема в Des-dur.

Чайковский в письме к Балакиреву, 1869

Произведение, созданное в жанре одночастной увертюры-фантазии, было завершено в 1869 году. После этого Чайковский дважды возвращался к партитуре – на премьере 1870 года Милий Балакирев высказал ему ряд замечаний. Композитор сделал ее вторую редакцию по горячим следам критики (снова к неудовольствию строгого Балакирева), а окончательную версию представил только в 1880 году.

Увертюра-фантазия лишь в общих чертах и образах воссоздает шекспировский сюжет, не стремясь точно следовать всем поворотам истории.

Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Балет Сергея Прокофьева

Трехактный балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева – одно из наиболее популярных обращений к жанру балета в ХХ веке и одно из наиболее известных воплощений сюжета Шекспира в музыке. Балет, впервые постановленный в Кировском театре Ленинграда в 1940 году, стал основой трех симфонических сюит – они звучат в концертной практике едва ли не чаще, чем оригинальная версия балета.

Первоначальная идея Прокофьева, режиссера Сергея Радлова и драматурга Адриана Пиотровского состояла в уходе от традиционного трагического финала. Но соединению возлюбленных помешала политическая обстановка в СССР: статьи «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальш», критика в адрес ведущих композиторов страны, в том числе Шостаковича, заставила авторов вернуться в каноническое русло.

В создании хореографического образа спектакля я шёл от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета, и переделать либретто. В результате большой совместной работы, появилась музыкально-драматургическая канва спектакля.

Леонид Лавровский, балетмейстер, хореограф, один из авторов либретто

В главной партии балета Прокофьева блистала Галина Уланова. Кадры постановки спектакля Большого театра СССР из фильма «Большой концерт», 1951.

Земная жизнь и любовь героев шекспировской трагедии была недолгой. Но любовь – главная объединяющая сила этой истории – живет вечно в музыке композиторов нескольких поколений. Поистине нет возраста у любви!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку