Россия может войти в «формулу счастья» испанского правительства?

Россия может войти в "формулу счастья" испанского правительства?

По сведениям, просочившимся в печать, 5-6 ноября 2018 года проходит визит министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Испанию. Начинающаяся поездка проходит на фоне реанимации российско-испанских политических отношений.

Уровень политического диалога между двумя странами всегда отличался особой сложностью. Не были исключением и последние восемь лет (2011-2018 год у власти в Испании находилась консервативная партия во главе с Мариано Райхоем).

Как только к власти пришло новое правительство социалистов во главе с Педро Санчесом, ситуация изменилась. Одним из первых звонков, сделанных новым лидером, был звонок В.В. Путину. Это обстоятельство рождает ряд размышлений.

Первое и главное — это то, что новое правительство социалистов ищет главные козыри в игре за власть именно во внешней сфере. Что я имею в виду? Правительство испанских социалистов имеет ограниченную поддержку внутри страны — всего 84 места в парламенте. Дела в экономике из рук вон плохи. Только во внешней сфере могут ожидаться быстрые и качественные «победы». Одним из таких направлений может стать восточное — прежде всего, российское.

Второе. Совершенно очевидно, что шаткое положение нового правительства Педро Санчеса может быть укреплено лишь только союзом с так называемыми нетрадиционными союзниками, а именно с партиями национальных окраин: басками, каталонцами и, отчасти, галисийцами. С левыми партиями для укрепления положения социалистов у власти в Испании союз ничего не даёт.

Третье. Опыт маневрирования, который мы наблюдаем сегодня в стане испанских социалистов уже неоднократно наблюдался в недавней истории Испании. Так, премьер-министр Аснар в своё время (в 1996 году) тоже заручился поддержкой так называемых нетрадиционными союзников, давая им многообещающие и выгодные им условия для партнёрства. Победив на выборах во второй легислатуре, Аснар тут же прервал все свои обещания и союзнические обязательства и стал проводить в одностороннем порядке жёсткую великодержавную политику в отношении национальных окраин. Это, как мы сейчас понимаем, и привело к тому состоянию дел, которое мы сегодня наблюдаем, в частности, в Каталонии, но не только.

Четвёртое. Я не думаю, что Педро Санчес в следующей легислатуре, в которой он несомненно закрепится у власти, «пошлёт» тех союзников, с которыми у него наметился диалог. Это было бы опрометчиво и, по всей видимости, закрывало бы ему путь дальше в большую политику.

По всей видимости, Педро Санчес и его правящая группа будут искать «формулы счастья» с максимально широкими союзническими объединениями: в платформу его единомышленников будут входить не только левые федерального уровня, но и представители всех национально-ориентированных партий Страны Басков и Каталонии.

Пятое. Исключительно важно сегодня понимать, что резкого изменения (улучшения) благосостояния широких народных масс сегодня ожидать невозможно. Некоторое улучшение, безусловно, наступит, но ожидания населения и запрос на быстрое улучшение экономического положения в стране не может быть удовлетворён в самые быстрые сроки. Для этого, на наш взгляд, необходимо два-три года, при условии, что нужно увеличить темпы роста до среднеевропейских и инвестировать в потребление, чтобы повысить потребительский спрос и тем самым оживить экономику и дать развернуться производственной сфере.

Здесь, как нельзя лучше, пришёлся ко двору визит высокого гостя из России. Здесь Педро Санчес может «поиграть» на темы а) огромных восточных богатств и экспортных возможностях испанской экономики на восточноевропейском направлении.
Шестое. Очень важен российско-испанский торгово-экономический диалог. Испанская сторона это очень хорошо понимает и сделает всё от неё зависящее, чтобы баланс в этих отношениях был в пользу испанцев. И в самом деле, Испания — восьмая промышленная держава мира, а её место в рейтинге торговых партнёров России чрезвычайно низко. Непропорционально низко. Италия, которая ненамного по своему промышленному потенциалу крупнее Испании, занимает 4-5 место в структуре товарооборота России, в то время как Испания — 16-17.

Седьмое. Российско-испанский диалог на современном этапе будет строиться вокруг двух тем. Первая — способны ли партнёры по переговорам выстроить отношения таким образом, чтобы они стали поистине «привилегированными». Вторая — можно ли вывести двухсторонние торгово-экономические отношения на новый объём двусторонних торгово-экономических отношений.

Мне представляется, что здесь такой сферой приложения усилий может стать сегмент инновационных технологий. С одной стороны, Испания — очень продвинутая страна в сфере биотехнологий. Россия обладает огромным потенциалом в сфере высокоточной техники, а также информационно-технологических коммуникаций.

Одним словом, одной из весьма продуктивных идей могла бы стать идея создания двусторонней торгово-промышленной палаты, которая начала бы свою перспективную деятельность с инновационного сегмента.

И последнее. Хочется верить, что в третье десятилетие текущего века обе страны войдут с мощным технологическим потенциалом двусторонних отношений, причём Испания может сыграть также роль, и весьма существенную, как деловой партнёр — мост деловых отношений для проникновения российских товаров на огромный латиноамериканский рынок. Пример Испании для России показателен хотя бы тем, что он убирает аргумент у русских деловых кругов о том, что Латинская Америка далека, и так далее, и тому подобное. Можно только посмотреть на Испанию, которая находится рядом с Россией, и легко увидеть, что для Испании Латиноамериканский континент — привилегированный партнёр. Половина торгового оборота страны приходится на государства Нового Света.

Поделиться с друзьями
Subscription