В центре внимания испанцев находится скандал, связанный с именем последнего диктатора страны — Франсиско Франко Баамонде. Наследство Франко, исчисляемое многими и многими миллионами долларов, государство продолжает делить с его наследниками.
Ни для кого не секрет, что Франко — рвущийся к власти молодой офицер, был выходцем из малообеспеченной буржуазной семьи неиспанского (еврейского) происхождения. Закончил он свою властную карьеру одним из самых состоятельных людей мира: до сих пор ведётся спор о том, каково же его реальное состояние на сегодняшний день.
К моменту кончины кровавого диктатора его состояние исчислялось (в ценах 1975 года), только по официальным государственным сведениям, в $400 миллионов. Как говорит народная пословица, «не заглядывай в чужой карман — в своём пусто будет», но в том-то и дело, что Франсиско Франко Баамонде, при всей противоречивости своей фигуры, не был даже олигархом: он был главой немаленького европейского государства на протяжении 40 лет.
Как говаривал Уинстон Черчилль, состояние главы государства — это прежде всего благодарность налогоплательщиков за его умелое руководство государственной машиной. Состояние Франсиско Франко — «благодарность налогоплательщиков» — в текущих ценах исчисляется миллиардами долларов.
Смешно и грустно одновременно наблюдать за тяжбой между восемью внуками бывшего диктатора и испанского государства за обладание «родовым поместьем» Франко в городе Ла-Корунья, оцениваемое сегодня в $8 миллионов.
Во время Гражданской войны тогда небольшой город был стратегически важным местом, за лояльность которого генерал Франсиско Франко его затем отблагодарил: построил нефтеперерабатывающий завод, порт и аэропорт. Здесь он обустроил и одну из своих роскошных вилл.
По нынешним российским меркам, кто-то из редакторов журнала Forbes-Россия скажет: «Да из-за чего весь сыр-бор?! Овчинка выделки не стоит!». Но для Испании этот вопрос принципиальный. Во-первых, дело не в сумме (хотя сумма для Испании всё равно очень значительная), а в принципе — стоит ли вопрос о частной собственности рассматривать через призму политических конъюнктурных воззрений?
Возникает также вопрос о легитимности членов семьи диктатора: несут ли потомки палача моральную ответственность за деяния предка?
Как бы там ни было, в России, например, Русская Православная Церковь интерпретирует данную ситуацию однозначно. В знаменитом послании Патриарха Тихона от 1918 года чётко и однозначно говорится: «Кровавые изверги будут вечно гореть в адском огне, а земной путь их потомков будет адом ещё в их земной жизни до скончания века».
В Испании суд не является сколько-нибудь конфессиональной инстанцией. Никакие моральные, религиозные, а тем более религиозно-канонические установки судом не рассматриваются. Суд решает только один вопрос: законно или незаконно владение имуществом, приобретённым на средства, полученные незаконным путём. То есть, если имущество куплено или приобретено диктатором в условиях принуждения и насильственных действий.
Но тогда возникает ещё вопрос: как вообще поступить со всем движимым и недвижимым имуществом Франко? Все его дворцы, особняки, средства на счетах, знаменитые украшения, принадлежавшие его жене (бриллианты, сапфиры, изумруды) Кармен Поло.
А также встаёт другой вопрос: у Франко ещё было окружение, заказчики множественных убийств и казней. Как быть с их имуществом, сформированным за счёт неправедных действий их предков — непосредственного окружения кровавого диктатора?
Тема не праздная, она даже выходит за рамки национальных границ, за рамки Испании.
Это вопрос не просто правовой, но вопрос политической морали, который входит в соприкосновение с понятием легитимности власти в той или иной стране, особенно там, где имущество было сформировано на костях и крови своих граждан. Что с этим делать?