Министр иностранных дел России С.В. Лавров, выступая на «Примаковских чтениях» 27 ноября 2023 года, преимущественно говорил о перспективах развития сотрудничества стран БРИКС. Европейское направление как-будто ушло из поля зрения России. Однако, учитывая по-прежнему большой вес торгово-экономических отношений нашей страны с Евросоюзом, мы решили поинтересоваться у Сергея Викторовича перспективами наших отношений с этим регионом.
Европа, когда-то покупатель трети российских углеводородов, видимо, теперь будет искать альтернативу для их поставок. Было весьма интересно, как российская сторона смотрит на этот процесс, и что намерена предпринять в этой связи.
Ниже мы приводим полный текст ответа главы российской дипломатии на поставленный Культурно-политическим журналом «Э-Вести» вопрос.
«Я даже не буду гадать о том, что собирается делать Европа, — говорит С.В. Лавров, — Европа, кроме, может быть, (кроме Канцлера ФРГ О. Шольца и вице-канцлера Р. Хабека), поняла, где она оказалась. Почитайте статистику, во сколько раз США будут обгонять теперь экономический рост Европы, который отныне «растёт вниз».
Локомотивы европейской экономики — и Германия, и Великобритания будут «расти вниз». Франция, судя по всему, будет «в нулях». После серии законов, которые приняли американцы по вопросам инфляции и другим темам, цены на углеводороды в США оказались в 4-5 раз ниже, чем в Европе. Происходит деиндустриализация региона, и думающий о своём будущем европейский бизнес «переезжает» в США. Я убеждён, что это не просто стечение обстоятельств, но осознанная политика Вашингтона, потому что Европа для него — конкурент, и здесь СЩА нужна группа «серых» людей, которые будут выполнять то, что им прикажут.
Я не хочу обижать Европу, но нынешняя политическая элита ЕС должна думать об этом, читать статистику. Нам думать об этом, ну… полезно, но не более того. Нам не нужно на данном этапе думать о том, как восстановить отношения с Европой.
Нам сейчас надо думать о том, как нам не зависеть от «вывертов» европейской политики — прежде всего, в торгово-экономических решениях, которые принимаются под воздействием Вашингтона. Мы должны обезопасить себя во всех ключевых сферах нашей экономики, нашей жизни в целом, и избежать опасностей, от которых зависит будущее страны. Речь идёт о базовых вопросах, необходимых для безопасности, развития экономики, обеспечения решения социальных вопросов, внедрения современных технологий. Мы должны производить всё самостоятельно, чтобы ни от какого нового каприза (когда и если на нас опять захотят «накидываться» с санкциями) мы не страдали.
Санкции никуда не исчезнут, большинство из них останется. В Европе говорят об этом. Когда всё закончится, они хотят заморозить их, чтобы выиграть время для нового спецсоглашения, одновременно вооружить нацистский режим в Киеве и продолжать свою гибридную и негибридную агрессию в Российской Федерации.
Нам надо жить своим умом. Когда протрезвление придёт, и нам надо будет что-то предлагать, мы десять раз подумаем и взвесим все предложения, насколько они отвечают нашим интересам и насколько европейские коллеги надёжны и договороспособны. Они свою договороспособность и репутацию подорвали очень и очень сильно. Может быть, ещё не окончательно».