Сонеты Антонио Вивальди, Гендель vs Бах: в Кусково звучит барокко

Усадьба Кусково прекрасна и в ненастный день, особенно когда её пронизывает дух органной барочной музыки Органных вечеров Елены Приваловой. Тон, заданный организатором, поддерживается во всех концертах фестиваля. Здесь лучшие образцы органной музыки звучат в исполнении лучших профессионалов русской сцены, которые делятся со зрителем историей исполняемых произведений.

 

В концерте 13 июля 2022 года духовные и светские шедевры эпохи барокко представили Мария Блажевич (орган и текст) и контртенор Михаил Широченко. Начиная с известнейшей Токкаты и фуги Ре минор великого Баха и Плача Иеремии его сына Иоганна Кристиана Баха, музыканты проводили нас в кладовую произведений гениев XVII-XVIII веков.

Мария напомнила слушателям, что знаменитый цикл «Времена года» Антонио Вивальди снабжен текстом — сонетом самого композитора, бывшего также поэтом. Переменчивость погоды «Весны» и «Лета» обрели красочное символическое описание музыки, которая на некоторое время после смерти композитора была забыта, но сегодня снова стала одной из самых популярных в мире.

Для русского странно, что тема «Лета» для Антонио Вивальди пронизана ощущением ненастья. Зной, буря, шторм, гроза — вот что вложил итальянский композитор в свою бессмертную музыку. Но в ней столько любви к природе и ощущения жизни, что картина лета стала близка и нам!

Одно из самых грустных произведений Вивальди — «Стояла Скорбящая Богоматерь» (Stabat Mater), была написана для церковной службы в Великий Пост. Меломаны сегодня помнят великого итальянца как композитора, но при жизни он был также поэтом, дирижёром, педагогом, скрипачем и католическим священником.

Таковы гении барокко. Их творчество отличалось широтой и разноплановостью, они утоляли как духовные потребности людей, так и украшали их светскую жизнь.

Ровесник Баха Георг Фридрих Гендель написал ораторию «Соломон», оперы «Птолемей» и «Мессия», «Аллилуйя» которой ознаменовалась бурной реакцией короля Георга II. С подачи монарха во время исполнения весь зал встал, приветствуя великого английского национального композитора, которым умудрился стать предприимчивый немец. Он был более успешен в делах, чем Иоганн Себастьян Бах.

В Англии был также свой «британский Орфей» — Генри Пёрселл, который писал церковную музыку эпохи духовного подъёма и светскую музыку, полюбившуюся английской королевской семье. Под его замечательный антем, кстати, короновался Яков II.

Блестящую программу вечера увенчала «Music for a while» Генри Пёрселла, в которой говорится о том, что музыка дарит душе отдохновение, отвлекает от текущих мыслей и дел. В финале зал взорвался шумными овациями — в пасмурный день барочная музыка подарила слушателям свет души. Мы не короли, но не меньше их можем оценить прекрасную музыку.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку