Глава контрразведки США Билл Эванина заявил, что Россия, Китай и Иран пытаются помешать Америке получить вакцину и провести вакцинацию американцев. Каких-то доказательств этого он не привёл.
6 октября директор Национального центра контрразведки и безопасности США Билл Эванина дал большое интервью телеканалу Hearst, в котором обвинил Россию в препятствовании разработке вакцины от коронавируса.
На вопрос репортера Марка Альберта, кто пытается помешать Америке получить вакцину от Covid-19, Билл Эванина ответил:
«Я бы сказал, что Китай, Россия и Иран пытаются помешать нам получить вакцину. В основном Китай и Иран. Россия публично заявила, что у них есть вакцина. Вчера или сегодня я видел информацию, что 50% населения России не верят этому. Так что я не уверен, что русские смогут продвинуть её на глобальном рынке. Ведь то, что есть у Америки – это стабильность и история поставок удивительных вакцин по всему миру. И я думаю, что это поможет нам выстоять».
Это очень характерный для американских силовиков пассаж, будь то военные или спецслужбы, которые рассматривают безопасность страны в широком контексте – не только военном, но и экономическом – в США бизнес подход исповедуется во всех сферах.
Марк Альберт: Итак, для чёткости понимания, вы говорите, что Китай и Иран, в меньшей степени Россия, пытаются помешать Америке получить вакцину или пытаются украсть вакцину, которую Америка может создать?
Билл Эванина: И это тоже. Мы зафиксировали несколько попыток сделать это. Я также скажу, что у нас есть Operation Warp Speed (OWS, инициатива по ускорению разработки вакцины, прим. ред.), которая представляет собой попытку государственного и частного сектора защитить вакцину в области исследований и разработок от кражи, главным образом, Китаем. Как только мы создадим её, мы защитим цепочку поставок, пока она не доберется до вашей и моей руки.
Марк Альберт: Итак, у вас есть разведданные о том, что иностранные страны пытаются либо украсть, либо помешать нам получить коронавирусную вакцину.
Билл Эванина: Все трое.
Марк Альберт: И вы приняли меры? Какие?
Билл Эванина: Кое-что из этого засекречено. Но позвольте мне дать вам метафору. Я думаю, что для ваших зрителей действительно важно понять, что я связываю эту вакцину с созданием современной системы оружия. Если мы сейчас создаем современную систему вооружений – Министерство обороны, Министерство энергетики – то у нас есть экосистема, готовая защитить ее от контрразведывательных усилий наших противников. Для этого есть бункеры, система секретного доступа, защитные ограждения и патрули, а также средства кибер-безопасности. В биофарме этого сейчас нет. Этого нет в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, которые работают с правительством над созданием вакцины. У них нет защитной экосистемы министерства обороны. (…) Мы спешим защитить эти вещи сейчас, потому что нам нужно смотреть на эту вакцину как на систему оружия. Это то, что геополитически, экономически и с медицинской точки зрения, будет огромным событием в ближайшие пять лет во всем мире.
~~~
Иными словами, американцы и здесь смотрят на фармацевтику в более широком контексте, не только как на средство медицинской помощи, но и как на биологическое оружие.
Каких-либо конкретных доказательств вмешательства России в процесс создания вакцины Эванина не привел. Россия ему нужна как давно выпестованный образ врага, под защиту от которого можно выбить бюджет. Из хорошо разрекламированных врагов здесь и Иран. А вот реальная угроза – Китай – подается мягко.
Как говорит Еванина, мы живем в стеклянном мире, поэтому действовать надо осторожно и публичным обвинениям в сторону Китая о конкретных действиях пока нет места.
Вот такая непростая политическая реальность, в которой приходится жить России, отстаивая своё место под солнцем. Здесь нет друзей, а только интересы, поэтому ты виноват уж тем, что кому-то хочется кушать.