Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что обеспокоен отмывкой российских денег на Кипре и заходом в его порты военных кораблей ВМФ РФ. Он считает, что и то, и другое не делается во имя благих целей.
Обострившийся конфликт между Республикой Кипр и Турцией из-за взаимных притязаний на морские районы, сулящие большие запасы природного газа, вынудили США отправить в Никосию своего госсекретаря, чтобы погасить конфликт и получить процент за посредничество.
Турция оккупировала северную часть Кипра в 1974 году, воспользовавшись политическим переворотом, случившимся на острове. На захваченной территории была устроена этническая чистка, вытеснившая греков-киприотов в южную часть острова, а их опустевшие дома были заселены турками. Оккупанты объявили об образовании независимого государства – Северного Кипра, который был признан только Анкарой.
Для мировой общественности территории Северного Кипра находятся под суверенитетом греков-киприотов (Республики Кипр – Южного Кипра) хоть временно и вне контроля законного правительства. С такой формулировкой в 2004 году Кипр и вошёл в состав Евросоюза.
Турция этого не признает и беззаконно действует в экономической зоне Кипра.
В частности, недавно Турция направила два геолого-разведывательных судна в поисках запасов газа в Восточном Средиземноморье, вызвав резкие протесты со стороны Кипра и Греции, которые говорят, что Анкара действует на их континентальных шельфах.
Турция же заявляет, что у нее есть законные претензии на этот район. Между Грецией и Турцией нет соглашения о разграничении их континентальных шельфов, и Турция оспаривает любые претензии Кипра, с которым у нее нет дипломатических отношений.
Встретившись с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом, Помпео заявил: «Мы по-прежнему глубоко обеспокоены продолжающимися операциями Турции (…) Республика Кипр имеет право эксплуатировать свои природные ресурсы, включая право на добычу углеводородов (…) в своей исключительной экономической зоне».
Однако каких-либо мер против Турции, своего союзника по НАТО, американцы не спешат. Они призывают «урегулировать разногласия, в том числе по вопросам безопасности, энергоресурсов и морским вопросам, дипломатическим и мирным путем».
«Усиление военной напряженности не помогает никому, кроме противников, которые хотели бы видеть разделение в трансатлантическом единстве», – добавил Помпео.
О том, кто эти противники, стало чуть позже ясно, когда чиновник из Вашингтона сказал следующее:
«Мы видим, как страны, которые не разделяют наших ценностей, пытаются получить новые плацдармы в регионе. С этой целью я выразил обеспокоенность Соединенных Штатов в связи с деятельностью России по отмыванию денег и ее регулярными заходами в порты. Мы знаем, что все российские военные суда, которые останавливаются в кипрских портах, не выполняют гуманитарных миссий в Сирии, и мы попросили рассмотреть – мы попросили Кипр и президента рассмотреть наши озабоченности».
Вместе с тем, американцы объявили, что снимают 33-летнее эмбарго на поставку Кипру «нелетальных оборонных изделий» и договорились о создании на острове учебного центра, который будет финансироваться Штатами.
«Он будет предоставлять экспертные знания для региона в области пограничной безопасности и нераспространения оружия. Он будет называться – Кипрский центр сухопутной, морской и портовой безопасности, или CYCLOPS.
Иными словами, США сняли ограничения, мешавшие им продавать киприотам военные технологии, и планируют построить разведцентр с красноречивой аббревиатурой «Циклопы» (Cyclops).
При этом сказать, что США выступают на стороне Кипра, нельзя. Заявление госдепа в этом отношении заканчивается весьма показательно:
«Мы также считаем, что ресурсы Кипра должны быть справедливо распределены между общинами киприотов-греков и киприотов-турок. Соединенные Штаты продолжают поддерживать всеобъемлющее урегулирование, направленное на воссоединение острова в качестве двухзональной, двухобщинной федерации, которая принесла бы пользу всем киприотам, а также всему региону в целом».