Белый дом пообещал наложить на французские товары штрафные пошлины в размере до 100%. Это шаг станет ответом на новый налог, который ввела Франция для транснациональных компаний, предоставляющих цифровые услуги.
Офис Торгового представительства США (USTR) заявил, что первый этап его расследования показал, что французский налог на цифровые услуги (DST) «дискриминирует американские компании, не соответствует преобладающим принципам международной налоговой политики и является необычайно обременительным для затронутых американских компаний». В частности, это касается Amazon, Apple, Google (Alphabet) и Facebook*.
Кроме того, французский налог на цифровые услуги, говорится в заявлении, «не соответствует действующим налоговым принципам в силу его обратной силы, его применения к обороту, а не к доходу, его экстерриториального применения и его цели наказать конкретные технологические компании США».
Глава USTR Роберт Лайтхайзер сказал, что Вашингтон изучает возможность открытия аналогичных расследований в отношении цифровых налогов Австрии, Италии и Турции.
«Торгпредство, — говорит он, — сосредоточено на противодействии растущему протекционизму членов ЕС, которое несправедливо нацелено на американские компании, будь то через налоги на цифровые услуги или другие меры, направленные против ведущих американских компаний в сфере цифровых услуг».
Вместе с тем, каких-либо упоминаний цифровых налогов Канады или Великобритании в заявлении нет.
3% цифровой налог с валовой выручки действует во Франции с 1 января 2019 года. Он накладывается на компании, чей торговый оборот цифровых услуг превышает 25 млн. евро во Франции или 750 млн. евро в международном масштабе. По оценке французской прессы, он затрагивает около 30 международных компаний, одна из которых французская и 17 американских.
В качестве ответной меры USTR предлагает ввести штрафные пошлины в размере до 100% на 63 товарные позиции с приблизительной стоимостью в 2.4 млрд. долларов. Величина таможенных пошлин или других сборов, говорит ведомство, учитывает тот вред, который наносится экономике США. Публичные слушания этих предложений намечены на 7 января 2020 года. Когда же будут введены пошлины Торгпредство не уточнило.
Санкционный список французский товаров включает в себя йогурты, сыры, шампанское и шипучие вина, косметику, сумки, фарфор и кухонную утварь. Больнее всего эти меры ударят по косметическому холдингу L’Oreal и производителю предметов роскоши LVMH.
Ещё до выхода результатов расследования и заявления USTR французские власти заявляли, что оспорят выводы американской комиссии и не откажутся от налогообложения цифровых услуг.
Всё дело в том, что вопрос налогообложения транснациональных корпораций становится всё более и более острым, так как те, пользуясь своим глобальным присутствием, не платят налоги наравне с обычными компаниями, получая таким образом конкурентное преимущество и лишая общество законных благ. По оценке экспертов, за последние 10 лет только 6 самых крупных компаний США – Amazon, Apple, Facebook*, Google, Microsoft и Netflix – не доплатили налогов на сумму более $100 млрд.
Агрессивный уход от налогов способствует быстрому росту технологических компаний и делает их фактическими монополистами в той области, в которой они присутствуют. Мало того, огромный приток средств стимулирует их к росту в ширь и выходу на новые рынки, где они становятся доминирующей силой.
Аналогичные процессы происходят везде, включая Россию, где поисковик сначала съел доходы СМИ, затем вышел на рынок такси, продажи билетов, онлайн-торговли, производства автопилотируемых автомобилей, трансляции видео-контента, электронных платежей и т.д. Такое доминирование хорошо для технологических компаний, но плохо для конкуренции и общества в целом.
Поэтому Франция стала одной из первых, кто ввел цифровые налоги в своем национальном законодательстве. Поэтому аналогичное налогообложение цифровой экономики будущего обсуждается и в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первым шагом России в уравнивании российских и международных поставщиков цифровых услуг стало взимание НДС с иностранных компаний (так называемый налог на Google).
* 21 марта 2022 года Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена. Facebook и Instagram, принадлежащие ей, также запрещены.