Сталинградская битва в партитурах советских композиторов

Сталинградская битва в партитурах советских композиторов

2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва – одно из самых ожесточенных сражений в истории человечества, ставшее точкой перелома Второй мировой войны. В День воинской славы России вспоминаем музыкальные произведения, посвящённые этой дате.

Красноармейцы празднуют победу в Сталинградской битве на площади Павших борцов в освобожденном Сталинграде. Январь 1943 года
Красноармейцы празднуют победу в Сталинградской битве на площади Павших борцов в освобожденном Сталинграде. Январь 1943 года

«Город на Волге» Арама Хачатуряна

Двухсерийный художественный фильм «Сталинградская битва» режиссера Владимира Петрова вышел в прокат в 1949 году. Съёмочную группу кинокартины консультировал фельдмаршал Паулюс – непосредственный участник битвы со стороны немецко-фашистских захватчиков. Поэтому лента имела мощную документальную базу.

Картина собрала беспрецедентную актерскую команду – 21 из занятых в ленте советских актеров получили звание народного артиста СССР к моменту съемок или вскоре после них.

Музыкальным оформлением ленты стал Гимн Советского Союза (он, если быть точным, стал официальным гимном страны уже после окончания Сталинградской битвы) и авторская музыка Арама Хачатуряна. Впоследствии композитор оформил ее в Сюиту.

Арам Хачатурян. Сюита из музыки к фильму «Сталинградская битва» в исполнении Отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР.

Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Созданная летом 1943 года, Восьмая симфония не связывалась композитором с событиями Сталинградской битвы. Об этом трагическом сочинении он всегда высказывался максимально сдержанно и осторожно:

Мне хотелось в художественно-образной форме воссоздать картину душевной жизни человека, оглушенного гигантским молотом войны. Мне хотелось рассказать о его тревогах, о его страданиях, о его мужестве и о его радости. Причем все психические движения невольно приобретали особую отчетливость и драматизм, так как они всегда освещались заревом войны…

Дмитрий Шостакович

Пятичастная симфония наполнена трагедией от первой до последней ноты. Здесь нет островка отдыха, зловещие образы сменяются тяжелыми раздумьями, во всем ощущается приближение катастрофы. Это произведение было бесконечно далеко от образов победы, не получило поддержки от властных кругов. После знаменитого постановления 1948 года о формализме в музыке Восьмая симфония Шостаковича и вовсе попала под негласный запрет – она не исполнялась вплоть до 1956 года.

Премьера симфонии связана с фигурой Евгения Мравинского, чью трактовку Шостакович считал безукоризненной. Партитуру этой симфонии композитор посвятил Мравинскому. Первое исполнение состоялось 4 ноября 1943 года в Москве в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР.

Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

«Город славы – Сталинград» Сергея Прокофьева

Идея сочинения, посвящённого теме мира, пришла к Прокофьеву в 1949 году. Здоровье композитора к тому моменту сильно пошатнулось, он был вынужден соблюдать предписанный докторами режим и почти полностью удалился от мира. Размышляя над содержанием оратории – жанр уже был определен – Прокофьев вскоре пришел к пониманию, что центральное место в ней должна занять детская тема. Естественным в этом ключе стало обращение к Самуилу Маршаку, который согласился создать текст.

Дорогой Сергей Сергеевич,
Очень рад весточкам от Вас. Понемногу продолжаю работать над текстом.

Вместо —

И стали Волги берега
Захватчику могилой

лучше читать так:

И стали Волги берега
Могильщику — могилой.

Это крепче.

С. Маршак в письме к С. Прокофьеву. 7 июня 1950 года

Эти строки стали основой 3 части оратории, которая получила название «Город славы – Сталинград».

Оратория для меццо-сопрано, чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра «На страже мира» впервые прозвучала в Москве 19 декабря 1951 года. За ее создание Сергей Прокофьев был удостоен Государственной премии.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку