Спор среди учёных о том, что является основополагающим рычагом в восхождении страны к своей вершине особенно актуален сегодня, когда всё человечество отмечает годовщину путешествия Христофора Колумба в Новый Свет.
Испания на протяжении 150 лет была Великой мировой Державой. В состав Испанской империи входило 27 королевств и империй. Назову лишь некоторые: Британскую, Португальскую, ацтеков, Неаполитанское королевство. Испания обладала Священной Римской империей, так как Карл I (V), а затем и его сын Филипп II были императорами этой империи. Большая часть населения Европы проживала в рамках империи, подчиняющейся испанской династии Габсбургов.
Причины заката Испанской империи — империи, где не заходило солнце, трактуют по-разному. Две основные прямо противоположные точки зрения базируются на двух разных платформах: первая основана на концепции экономического детерминизма, провозглашённой Карлом Марксом и его последователями, вторая, являющаяся доминирующей в академических кругах — цивилизационная концепция, олицетворённая цивилистами типа Арнольда Тойнби.
Сегодня важно определить, меняется ли мир к лучшему или он несётся со скоростью литерного поезда в тартарары. Мировая дискуссия по этому поводу идёт вокруг проблемы формулирования главных критериев возвышения и падения тех или иных общественных образований и государств.
Что позволит Испании, например, вновь стать Великой Державой, как это было в XV-XVII веках? Вопрос непростой и ответ на него не будет дан квантовым компьютером. Он зависит от национальной воли, сформулированной и ощущаемой политической элитой этой страны.
Мы неоднократно ставили вопрос о возможности той или иной страны вырваться вперёд в жестокой и сильной конкуренции, разворачивающейся в рамках мировой экономики и международных отношений. Для Испании мы видим способ выйти вперёд на пути опережающего экономического развития через обеспечение платцдарма для геоэкономической экспансии. Вопрос в том, хочет ли та или иная бывшая Великая Держава в сегодняшних условиях вновь обрести свой прежний статус?
В своём произведении Хосе Ортега-и-Гассет поднимал вопрос о национальной воле — концентрации политических усилий при благоприятных геостратегических обстоятельствах. У Испании, в частности, эти геостратегические условия есть и сегодня: испанский дранг-нах-остен (поход на Восток) остаётся актуальной и вполне реалистичной задачей.
В среде учёных и экспертов раздаются голоса о том, что у испанской политической элиты нет особенно большого интереса вступать в схватку за первенство. Её вполне устраивает оставаться частью ядра второго эшелона развития ЕС, если следовать концепции Жака де Лора — бывшего главы Евросоюза.