«Стиффелио»: неизвестная опера Верди откроет сезон в Новой опере

«Стиффелио»: неизвестная опера Верди откроет сезон в Новой опере

Московский театр Новая опера имени Е.В. Колобова открывает сезон оперой Джузеппе Верди «Стиффелио». Постановка станет российской премьерой спектакля.

Опера Верди «Стиффелио» звучала в России единожды в 2020 году в концертном исполнении на Крещенском фестивале Новой оперы. Теперь театр представляет сценическую версию произведения и открывает ей 32-й творческий сезон. Первые спектакли состоятся 20, 22 и 24 сентября.

Неизвестная опера Верди

«Стиффелио» предвосхитил великую оперную триаду Верди и стал первым опытом композитора в жанре лирической драмы. Судьба этой оперы весьма трагична. В основу либретто положена современная пьеса французских драматургов Э. Суверста и Э. Буржуа «Священник, или Евангелие и сердце», поставленная в 1849 года. Премьера оперы состоялась всего годом позже.

Джузеппе Верди на фотографии 1858-1859 годов
Джузеппе Верди

В центре произведения – история священника Стиффелио, который переживает измену своей супруги, но находит в Библии силы, чтобы простить ее. В либретто, над которым работал Ф.М. Пиаве, пришлось сделать множество правок и в первую очередь – превратить пасторов, которые в Италии никак не могли быть женатыми, в проповедников-протестантов. Вторая серия серьезных изменений в опер была внесена композитором и либреттистом после премьеры по требованию цензуры. Действие перенесли в Средние века, изменив некоторые сюжетные линии. Но премьера второй редакции в 1857 году вновь не подарила опере, теперь получившей название «Арольдо», долгожданный успех. Об этом Верди очень сожалел:

Среди тех моих опер, которые не идут, есть получившие на то мое согласие, потому что я ошибся в сюжете; но имеются и такие, которые я хотел бы спасти от забвения: это «Стиффелио» и «Битва при Леньяно».

Джузеппе Верди в письме к другу, 1854

В музыкальном плане опера полна восхитительных моментов и острых сюжетных поворотов. Яркие арии и дуэты, драматические диалоги в партиях главных героев, колоритные инструментальные интермеццо. Привлекает внимание сцена дуэли, в решающий момент которой драматизм ситуации прерывает доносящийся из церкви хор молящихся.

Увертюра к опере «Стифеллио»

«Стиффелио» в Новой опере

Постановку забытого шедевра Верди в Новой опере осуществили режиссер Екатерина Одегова и художник Этель Иошпа. В центр внимания они перемещают вопрос кризиса веры, а сам спектакль решают в стилистике кинематографа середины XX века.

Режиссер-постановщик Екатерина Одегова (слева) и художник-постановщик Этель Иошпа презентуют концепцию постановки «Стиффелио» в Новой опере.
Режиссер-постановщик Екатерина Одегова (слева) и художник-постановщик Этель Иошпа презентуют концепцию постановки «Стиффелио» в Новой опере.

Музыкальный руководитель спектакля – маэстро Александр Самоилэ, по его инициативе опера в концертной версии впервые прозвучала в России в 2020 году. Тогда шедевр Верди был исполнен в первоначальной авторской редакции, в которой есть множество интересных моментов: от развернутого соло трубы в увертюре до ораториальных органно-хоровых эпизодов.

Не вдаваясь в исторические детали, упомяну, что опера была просто искалечена цензурой <…> Это «опера-наслаждение». Как говорил Б.А. Покровский, отлично сделанные партии, ансамбли, хоры.

Александр Самоилэ об опере «Стиффелио» (газета «Культура», февраль 2020)

Команда солистов премьерной постановки также обещает слушателям наслаждение. Партию Стиффелио исполнят приглашенный солист Большого театра Сергей Поляков и солист Новой оперы Михаил Новиков, в качестве супруги главного героя выступят солистки театра Елизавета Соина и Марина Нерабеева.

Гостей премьерных показов «Стиффелио» ждут беседы перед спектаклем в рамках Образовательного кластера Новой оперы под руководством Алисы Спириной. 22 сентября главным героем беседы станет режиссер-постановщик спектакля Екатерина Одегова, а 24 сентября – драматург Михаил Мугинштейн, ведущий историк, теоретик и критик оперного искусства, автор беспрецедентного издания в трех томах «Хроника мировой оперы».

Редакция «Э-Вести» рекомендует меломанам не пропустить знаковое событие отечественной оперной сцены. Подробная информация о постановке и билеты по ссылке.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку