Длительная тяжба между российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым и швейцарским дилером Ивом Бувье подошла к концу. Стороны пришли к конфиденциальному соглашению.
Согласно заявлениям представителей каждого из участников и швейцарской прокуратуры, претензии, связанные с предполагаемой завышенной стоимостью в 1 млрд долларов по 38 сделкам с произведениями искусства на сумму более 2 млрд долларов, наконец-то урегулированы.
Сандрин Жиру, женевский адвокат Рыболовлева, подтвердила мировое соглашение и сказала, что условия являются конфиденциальными.
«Стороны достигли конфиденциального урегулирования всех своих споров, которые охватывают разбирательства в различных юрисдикциях, — говорит она. — У них нет претензий друг к другу, и они воздержатся от комментариев по поводу своих прошлых споров».
Впрочем Бувье не сдержался.
«Сегодняшний день знаменует конец девятилетнего кошмара. Суды по всему миру единогласно пришли к выводу, что я невиновен, — написано в заявлении Бувье, которое афишировали его адвокаты. — Я безмерно благодарен своей семье, друзьям, юристам, консультантам и всем людям, которые поверили в меня и помогли мне очистить своё имя. Я также хочу поблагодарить судебные и правоохранительные органы во всех странах, которые позволили свершиться истинному правосудию».
Дэвид Биттон, один из адвокатов Бувье, добавил: «Все обвинения против мистера Бувье были отклонены прокурорами по всему миру, и ни один суд не согласился начать надлежащее судебное разбирательство для пересмотра обвинений. Это полная победа моего клиента. Я хочу поблагодарить всех юристов по всему миру, которые упорно боролись за справедливость и успешно отстояли невиновность мистера Бувье».
Спор разгорелся 8 лет назад, когда Рыболовлев обвинил Бувье в том, что тот продавал ему произведения искусства с наценкой, хотя действовал, по его заявлению, как агент. Бувье же заявил, что не был ни консультантом, ни агентом, и был волен взимать с клиента столько денег, сколько считал нужным.
В начале 2015 года Бувье был арестован по уголовным делам в Монако. Однако это вылилось в скандал, получивший название «Монако Гейт», когда выяснилось, что Рыболовлев подкупал полицию подарками в обмен на возбуждение уголовного дела против Бувье. Аналогичные попытки задержать или привлечь к ответственности Бувье в Сингапуре также не увенчались успехом.
В конце 2019 года апелляционный судья Монако заявил, что «все [местные] расследования были проведены предвзятым и несправедливым образом, без возможности ответчику ретроспективно устранить эти серьёзные отклонения, которые постоянно нарушали баланс прав сторон».
Дело вернулось в Швейцарию. 26 июля 2022 года Апелляционная палата Суда по уголовным делам отменила предыдущее решение и передала дело в прокуратуру для возобновления расследования. Прокуратура провела несколько слушаний и не смогла выдвинуть обвинение против Бувье.
20 ноября 2023 года «стороны проинформировали прокуратуру о том, что они достигли соглашения, при этом истцы указали, что они отзывают свои уголовные жалобы и свой статус истца. Стороны просили не возбуждать уголовное дело и указали, что они не будут возражать против засекречивания».
Принимая во внимание заявление, прокуратура закрыла дело, при этом процессуальные издержки, установленные в размере 100‘000 швейцарских франков (114’000 долларов США), были взысканы с Бувье.
Отсутствие возражений по засекречиванию со стороны Рыболовлева и взыскание издержек с Бувье, учитывая победные реляции последнего, выглядят очень очень необычно. Или это бахвальство — хорошая мина при плохой игре?
«Никаких дальнейших комментариев сделано не будет», — добавила швейцарская прокуратура.
Интересно, что, не смотря на достигнутое соглашение между Рыболовлевым и Бувье, дело русского коллекционера против Sotheby’s не прекращено.
Рыболовлев настаивает, что аукционный дом играл существенную роль в завышении цен на протяжении многих лет. Дело будет передано в суд в Нью-Йорке в следующем месяце.
Ранее американский суд вставал главным образом на сторону аукционистов в их стремлении отклонить иски русского клиента.
Впрочем всё не так однозначно. Ведь если выяснится, что тот помогал Бувье в «мошеннической» продаже картины Леонардо да Винчи «Сальваторе Мунди», репутация его будет сильно подмочена.
В 2013 году Бувье приобрёл эту работу за 83 млн долларов и сразу же продал её Рыболовлеву за 127 млн долларов.
Последний не остался в накладе, так как в 2017 году продал её на аукционе Christie’s за 450 млн долларов королю Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману Аль Сауду.
Рыбаловлев обвиняет Sotheby’s, что тот аналогично вёл себя и при продаже Бувье картин Рене Магритта «Поместье д’Арнгейм», Густава Климта «Вассершланген II», и полотна Амедео Модильяни «Тет».
В общем, в таком поведении нет ничего нового. Вспомним, что после революции бежавшие русские эмигранты были обобраны до нитки в течение какой-то пары лет и были вынуждены работать таксистами и официантами. Теперь уже Авены и Фридманы жалуются, что их притесняют за рубежом. Умные вроде люди…