Развернувшаяся в Испании кампания правой партии VOX («Голос»), направленная на укрепление позиций правых партий в обществе, не имеет под собой никакой чёткой программы экономического развития. В трёх последних выступлениях лидера партии С. Абаскаля просматривается мысль об одном: о смещении правительства объединённых левых, но взамен на пусть и не решительные меры с довольно чёткой программой социальных перемен у правых не видно альтернативных мер в этом направлении.
Населению Испании, как и населению большинства стран, по большому счёту всё равно, какие идеологемы предлагают политические партии. Важно всегда одно и то же: достойное человека XXI века существование. Достаток в семье, здоровые дети, медицинское обслуживание, хорошее питание, доступ к достижениям науки, культуры и спорта, путешествия.
Испания в 1990-е годы переживала этап, который многие экономисты назвали «вторым дыханием пребывания страны в Европейском Союзе». В страну шли инвестиции, развивалось производство, производительность труда была на пике, большая часть населения наращивала накопления. Одним словом, намечалась эра благосостояния, получившая название «консумизма» — того, что по-русски называется зачатками общества потребления.
Сразу замечу, что каждый раз пребывание правых у власти заканчивалось кризисом, расхлёбывать который предлагалось левым партиям, так как считалось, что непопулярные меры по выравниванию социально-экономического положения легче осуществить «пролетарским организациям» — с них спрос будет меньше.
Куда рвётся партия VOX? Вы ответите: к власти. Но что она будет делать, придя к власти? Она будет укреплять позиции среднего и крупного капитала, а язвы и рудименты социально-экономической сферы будут ждать своего «разрешения», когда опять придут «левые чистильщики».
Политическая система маятникового типа, внедрённая Европейским Союзом в начале 1980х годов, предусматривает именно это, и ничто иное. Правые наращивают капитал у капиталистов, левым предлагается расчищать Авгиевы конюшни, которые остаются после их правления, несчастному обществу.
К моему великому сожалению, очень мало здравомыслящих людей в стане правых. Там речь всё время идёт о том, что нужно развивать конкурентную среду, привлекать инвестиции, расширять производства. Всё это само по себе необходимо, но только там и тогда, когда основная часть населения обеспечена среднестатистическим уровнем благосостояния, а не тогда, когда народ «рвёт и мечет», в экономике 12 миллионов бедных и сверхбедных, чьи нужды и требования заглушаются то очередным невесть откуда пришедшим карантином, то пожарами, то наводнениями, то неурожаем. И это при том, что наука и экспертное сообщество все эти неурядицы и шероховатости заранее закладывают в экономическую программу правительства.
Другими словами, предвидеть непредвиденное — это и есть главное требование, которое предъявляется к любому правительству.
Представьте себе на секундочку, что VOX сейчас находится у власти. И вдруг в одночасье разразилась эпидемия саранчи. Весь урожай погиб. Что делает правое правительство в такой ситуации: закупает на средства золотовалютного запаса страны дополнительные поставки зерновых для нужд сельского хозяйства и потребления населения.
Но ведь Вы же прекрасно понимаете, что это закладывается как непредвиденное событие в программу деятельности правительства. Так и сейчас: критикуя правительство левых, VOX прекрасно понимает, что оно поступало бы абсолютно так же, как нынешнее правительство, но, вероятно, хуже справлялось бы с создавшейся ситуацией. Население долготерпимое, оно настроено на скорое разрешение последствий пандемии. Оно с трудом выдерживает закрытие 100 тысяч баров и ресторанов по всей стране и другие тяготы.
Не будем забывать, что Испания — средиземноморская страна с тёплым климатом, и её народ привык к совершенно другой культуре бытования. Вся жизнь испанца проходит в баре. Но не потому, что он бездельник и пьяница, а потому что всё общение с друзьями и знакомыми проходить «на улице», вне дома.
Трудности, которые переживает сейчас испанский народ, не могут быть разрешены приходом правых к власти. Они могут быть разрешены только одним: умелой, человеколюбивой и нравственной социальной политикой. Это размышление направлено не только на положение в Испании, но его надо расширительно толковать в отношении всех стран, включая Россию.
Хвост никак не может управлять собакой.