Когда я приступил к написанию этого материала, то один мой друг — профессор одного из ведущих университетов Испании сказал: «Уж больно забойная тема. Сейчас коммунизм никого нигде не интересует!». Именно это замечание меня и подвигло взяться за перо. Мне на ум приходят два фильма: «Конформист» Бернардо Бертолуччи и выдающейся итальянской женщины-режиссера Лилианы Ковани «Ночной портье».
Что связывает эти два фильма с темой сегодняшнего эссе? А вот что. Мы слышим, и не только применительно к Испании, о трудностях текущего момента для решения злободневных острых проблем жизни общества.
Сразу хочу сказать, и от этого я буду отправляться в развитии сюжета, при этом я не буду обсуждать государственную форму устройства Испании и политический состав её правительства. В данном случае это не имеет значения.
Интересно то, что власти и их приспешники везде винят в экономических бедах чрезмерные потребности населения и невозможность их властей сиюминутно их удовлетворять. И действительно, они их и не удовлетворяют. Иногда — годами, иногда — десятилетиями, а иногда не решают и вовсе. Вопрос — откуда же взяться социальному оптимизму у широких масс трудящихся, когда их кормят завтраками, и этому нет ни конца, ни края.
Обмануть население невозможно. Можно лишь испытать его терпение. Но нельзя утверждать, что в Испании — в огромной развитой капиталистической стране — нет умов, которые бы не адекватно понимали бы ситуацию в стране.
Утверждения о том, что ничего нельзя сделать во благо населения (якобы его много, а ресурсов мало, на всех их не хватит) — об этом написаны-перенаписаны тонны книг. Экономика — наука довольно точная. Обсчитать и вывести необходимую модель социально-экономического развития — вещь несложная. А вот запустить её, привести в действие — это другой вопрос.
Вот именно для этого, а не для чего-то иного, во властных структурах нужны люди, кровно заинтересованные в результате применения той или иной экономической модели. Я надеюсь, я ясно выражаю свою мысль, когда я хочу сказать, почему во властных структурах должны быть представлены силы, которым предстоит запустить механизм экономического маховика испанских производственных сил, с тем чтобы привести экономическую ситуацию в равновесие.
Налицо мы видим две проблемы: достаточно преуспевающий предпринимательский класс, развитые производственные отношения и производительные силы. Но, по сравнению с вышесказанным, в стране весьма отсталый социально-экономический блок. Утверждения о том, что работодатель (предприниматель) по своей природе будет решать вопросы наёмного рабочего так же, как он решает свои — такая же утопия, как и провозглашение режима коммунизма в условиях развитой парламентской монархии.
Вернёмся к двум фильмам. Я сейчас не хочу говорить об их сценарных успехах, я хочу сказать об их влиянии на умы общественности в момент их появления. Оба фильма я бы рекомендовал пересмотреть в силу их чрезвычайной актуальности, подчёркивая силу интеллекта двух режиссёров, которые предсказали будущее всех тоталитарных течений и идеологий.
Какая, в конце концов, разница в том, какова форма государственного устройства Испании — пусть будет та, которая уже есть. Важно наполнить государственный сосуд живительными силами исторического оптимизма и производственного энтузиазма (а ведь для этого в Испании идей хоть отбавляй).
Зачем далеко ходить? До сих пор в Испании (по крайней мере в течение последних 11 лет) не применялись на практике модели левоцентристского роста. Применялись неоконсервативные модели, идеологами которых были Маргарет Тетчер, Рональд Рейган, Иоанн Павел II. Ну, почему бы не дать возможность, исторический шанс применить идели испанских учёных, которые используют в своих постулатах уже апробированные идеи, прошедшие испытание временем во многих сходных экономических системах Европы?
Зачем же гнобить, преследовать, унижать, пригвождать к позорному столбу людей, которые ничего дурного не хотят, и лишь призывают дать исторический шанс, развернуть модели социально-экономического роста? В конце концов, доказано, в том числе выдающимися умами мира (тем же Джозефом Штиглицем и другими), что инвестировать в потребление — это благо, а не вред.
Никто не спорит, что инвестировать в потребление нельзя до бесконечности. Как и во всём, здесь нужно чувство такта и чувство меры. Но это же нужно когда-то начинать делать?! В противном случае, произойдёт то, чем западная монетаристская пресса пугает испанский электорат — коммунизм. Если, мол, говорят они, к власти придут левые силы, то они неминуемо приведут страну в коммунистическое будущее. А раз так, то и допускать этого ни в коем случае нельзя. Но это не так.
В заключение хочется сказать, что как раз приход к власти свежих, путь и левых, сил в условиях крепкой государственной структуры (какой и является испанская монархия) — это проверка на эффективность всего государственного устройства и принципов государственного регулирования испанской экономики.
Надо смело смотреть на приход этих сил, потому что свежая кровь, как правило, даёт хорошие результаты. Новорождённый всегда рождается здоровым. Здоровый малыш — всегда радость родителям. А в преддверии сочельника, когда настроение рождественское, тем более.