По словам Президента Вьетнамской Социалистической Республики д-ром Чана Дай Хуанга (Tran Dai Quang), сказанным 29 июня 2017 года во время визита в Москву, целевой товарооборот между Россией и Вьетнамом составит $10 млрд в 2020 году. На встрече с Президентом России В.В. Путиным он обсудил реализацию конкретных российско-вьетнамских проектов.
Вьетнам – одно из основных направлений российской внешней торговли (порядка $4 млрд товарооборота), где в начале 2017 года замечен рост на 16.5%. Основная причина роста – региональная интеграция, соглашение о свободной торговле Вьетнама с Евразийским экономическим союзом, которое было подписано в октябре 2016 года.
Инвестиции России во Вьетнам составляют на данный момент $2 млрд, Вьетнама в Россию – $2.5 млрд. В ближайшие годы стороны запланировали совместных 20 инвестиционных проектов на сумму $10 млрд:
Нефтегазовая сфера
Российско-вьетнамское нефтегазовое сотрудничество реализуется через Петровьетнам (Petrovietnam) и совместные предприятия «Вьетсовпетро», Газпромвьет и другие. Вьетсовпетро добывает треть вьетнамской нефти. В нём активное участие принимают «Роснефть», «Зарубежнефть» и «Газпром». Вьетнамцы же участвуют в разработке месторождений в Ненецком автономном округе и на Ямале (Северо-Пуровский участок), в Оренбургской области (Нагумановское нефтегазоконденсатное месторождение).
По словам В.В. Путина, дальнейшее развитие российско-вьетнамских отношений в нефтегазе получат нефтепереработка, нефтехимия и современные технологичные направления (Россия будет поставлять во Вьетнам газомоторное топливо и СПГ, сжиженный природный газ).
Энергетика
Опора российского присутствия в энергетике Вьетнама – холдинг «Силовые машины», который с 2014 года возобновил деятельность представительства в Ханое, а в 2016 году открыл филиал на месте своей работы в стране – провинции Шок Чанг близ ТЭС «Лонг Фу-1». Электростанция строится совместно с вьетнамской Петровьетнам. Цель проекта – снижение риска отключения электричества в сухой сезон.
В дополнение к теплоэлектростанции «Лонг Фу‑1» (1200 МВт), завершение строительства которой планируется на 2019 год, Россия предложила модернизацию советских мощностей и строительство новых.
Автомобили России во Вьетнаме
На молодом и перспективном вьетнамском автомобильном рынке импорт автомобилей открылся в 2003 году, а сборка автомобилей началась только 2009 году. Дело в том, что регулирование авторынка во Вьетнаме мало способствовало желанию населения покупать машины – высокий налог за его покупку, и дорогое топливо. Да и денег у вьетнамцев особенно нет, они ездят на мотоциклах (в одном Ханое 4.9 млн мотоциклов и скутеров). Тем не менее, некоторые российские автопроизводители легковых автомобилей – АвтоВАЗ и Соллерс, получили преференции по ввозу автомобилей из РФ.
Но основные российско-вьетнамские соглашения остановились на договорённостях о сборке в стране коммерческой техники. Во Вьетнаме будут собираться автомобили «ГАЗ», «КамАЗ», «УАЗ». Они получат право беспошлинного ввоза своей продукции и комплектующих во Вьетнам. Ранее писали о том, что российские автопроизводители получают 3-летнюю квоту в размере 2.5 тыс машин и 13.5 машинокомплектов. Но наполовину этим автомобилям предстоит стать вьетнамскими до 2025 года. По оценке замминистра промышленности В.Л. Евтухова, выгода российских автопроизводителей на экспортных пошлинах при этом составит более 3 млрд руб.
Направление Вьетнама для российских автопроизводителей интересно по 3 причинам: экономика страны быстро растёт, открывается доступ в ближайшие страны и к 2018 году правительство отменит импортные пошлины для поставок автомобилей из 10 стран мира одновременно со снижением налогов на представительские автомобили.
Инфраструктурные проекты
Вьетнамское правительство в рамках своего транспортного плана строит метро в Ханое и Хошимине – это первый проект метро во Вьетнаме, который предполагается закончить к 2020 году. Им занимается правительство.
В стране мотоциклов общественная транспортная сеть занимает около 9% перевозок. К 2030 году запланировано достичь доли 60%. И метро (6 линий в Ханое, 8 – в Хошимине) отводится важнейшая роль. Одновременно к 2025 году будет введён запрет на мотоциклы, которые загрязняют окружающую среду.
В строительстве вьетнамского метро принимают участие компании Франции, Южной Кореи, Японии, Китая, и также планируется участие компаний «Мосметрострой» и «Российские железные дороги» с российской стороны.
Военно-техническое и научное сотрудничество
Ключевым в научном обмене России и Вьетнама традиционно является военно-техническое сотрудничество. Россия – основной поставщик вооружений во Вьетнам. Это и истребители, и противоракетная оборона, и патрульные катера «Светляк» и многое другое.
Помимо военной темы, Россия и Вьетнам сотрудничают в образовании и научных исследованиях. Так, более 6 тысяч вьетнамских студентов учатся в России, функционирует Тропический научно-исследовательский и технологический центр. К 2018 году 1 тыс вьетнамских студентов получат возможность учиться в России за счёт бюджета.
Продолжится строительство Центра ядерной науки и технологий. Этот проект «Росатома» представляет собой исследовательский реактор, один из 20 реакторов, расположенных в 20 странах мира, включая Боливию, Китай, Чехию, Египет, Венгрию, Германию и другие страны. Вьетнамский Центр станет крупнейшим в Азии и сыграет основную роль в развитии вьетнамской ядерной науки. Через её развитие вьетнамцы получат возможность создания и применения атомных технологий в медицине, науке, сельском хозяйстве и других отраслях.
Разное. Несырьевые проекты
Помимо вышеперечисленных, около $500 млн через российско-вьетнамский инвестфонд уйдут в несырьевые проекты, прежде всего фармацевтику и сельское хозяйство. Вьетнамские инвестиции в Россию сосредоточены на Дальнем Востоке, однако, снижение импортных пошлин также позволило вьетнамцам увеличить импорт в Россию фруктов и рыбы.
Глава Минэкономразвития М.С. Орешкин полагает, что сельское хозяйство России уже в ближайшее время сможет расширить ассортимент поставляемой на вьетнамский рынок сельхозпродукции: «Россия готова удовлетворить растущий спрос на кормовые культуры во Вьетнаме. О существующем потенциале говорит многократный – более чем в 15 раз – рост поставок российских зерновых на рынок Вьетнама в этом году», — сказал он.
Снятие барьеров взаимной торговли, создание для неё благоприятных условий, поддержка малого и среднего предпринимательства – всё это, по мнению руководителя Минэкономразвития, способно «раскрыть потенциал» российско-вьетнамских отношений в полной мере.
**
Экономические соглашения были закреплены в двух документах, подписанных по итогам переговоров: «Регламентом деятельности Российско-Вьетнамской Рабочей группы высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам» и «Соглашением о сотрудничестве между Фондом «Росконгресс» и Торгово-промышленной палатой Вьетнама».
Экономические решения опираются на политические, региональные соглашения АСЕАН. В общей сложности Россия и Вьетнам заключили 80 договоров о стратегическом партнёрстве. Межправительственную комиссию, которая собирается ежегодно по вопросам торговли и науки, возглавляет вице-премьер И.И. Шувалов. Рабочую группу по приоритетным инвестиционным проектам с Вьетнамом возглавляет Министр промышленности Д.В. Мантуров.
Следующий этап российско-вьетнамских переговоров может состояться в сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, куда российское руководство активно приглашало своих вьетнамских коллег. Также В.В. Путин посетит саммит АТЭС в ноябре 2017 года.
Все политические и экономические договорённости будут скреплены программами культурного обмена России и Вьетнама. В октябре 2017 года пройдут Дни российской культуры во Вьетнаме. 2019 год станет перекрёстным годом России и Вьетнама.
Источники: Kremlin, Russian Ministry of Industry, Russian Ministry of Economy, Gazprom, Power mashines, Guardian, Ministry of International trade, Rosatom