Некоторое время назад «Э-Вести» писали о том, что в российско-американских отношениях наметилось долгожданное потепление в связи с объективной потребностью американского президента Дональда Трампа в начале новой предвыборной кампании. Так ли это? С таким вопросом мы обратились к одному из ведущих американистов России академику Алексею Арбатову.
«Да, Трамп хотел бы наладить отношения с Россией, — рассказал нам Алексей Георгиевич. – Это не значит, что он хотел бы стать нашим союзником, партнёром. Но он хотел бы наладить с нами отношения потому, что это облегчило бы ему отношения с Китаем, с союзниками в Европе (отношения с ними отвратительные), с Ираном… А президент бы хотел улучшить отношения с Ираном.
У него есть два препятствия на этом пути: первое – это очень сильное давление внутренней оппозиции, которая вяжет его по рукам, сковывает любой его жест в адрес Европы. Он заканчивается тем, что на руках Трампа «виснет» огромное количество средств массовой информации, политиков, экспертов, которые говорят: «Нельзя! Россия – такая-сякая, Путин такой-сякой и Вы не можете объединить с ним силы. Тем более, что за Вами идёт шлейф прошлых подозрений о Ваших с ним связях в рамках предвыборной кампании.
Второе препятствие состоит в том, что хотя Трамп и хочет наладить отношения с Россией, но он не знает, как это сделать. Во внешней политике американский президент ничего не понимает, он не знает историю вопроса. Каждый раз, когда Трамп отрывается от написанного для него текста и начинает говорить, то он говорит несуразные вещи.
Советники, которые сейчас окружают Дональда Трампа, не хотят улучшения наших отношений. У президента США сменилось уже несколько групп советников. Те советники, которые были вокруг него раньше, были людьми консервативными, но настроенными реалистически и не возращающими против потепления отношений США с Россией. А нынешние советники Трампа (Болтон, Помпео, ещё ряд людей) этого не хотят. Они и во время «холодной войны» были против улучшения отношений и заключения договора с Советским Союзом, против этого и сейчас.
То есть, хотеть-то Трамп хочет наладить отношения с Россией, но у него нет в администрации для этого заинтересованных людей, а сам он в этом ничего не понимает.
В то же время, что касается договоров, то на Дональда Трампа оказывается давление в пользу продления договора СНВ-3. По ракетно-ядерным программам Трампа сейчас очень сильна оппозиция в Конгрессе США, особенно в Нижней Палате, принимающей законы, которые режут ассигнования президента. Ему не хотят помогать в гонке вооружений. Парламентарии хотят продлить договор по ракетам средней дальности. Но это давление оппозиции в Конгрессе, не настолько влиятельной и не имеющей монополии на принятие решений. А в Сенате – другая обстановка.
Но в целом, Вы правы – в отношениях России и США имеет место некое небольшое успокоение. Если американцы сейчас не развалят отношения с Ираном, то хотя бы передышка есть».