Турция повлияла на решение Нагорно-Карабахского конфликта, приведшего к потере влияния Армении в своей исторической зоне, как никто другой. Но это прежде всего военное участие — посылка наёмников из Сирии, организация беспилотников во время боевых действий, тактическая поддержка со стороны турецких высокопоставленных лиц и их сердечное поздравление братьев с «великой победой» и «полным освобождением Карабаха с оккупированных территорий». А в мирном урегулировании страна пока не преуспела, хотя и не оставляет попыток получить «свой кусок пирога».
О том, что Турция примет участие в процессе мирного урегулирования, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Вопрос лишь в том, как она сможет это сделать в зоне, которую Россия считает исключительно своей зоной влияния и куда она уже направила миротворческий контингент в рамках трёхстороннего мирного соглашения.
В настоящее время ведутся переговоры о том, что на территории Азербайджана будет расположен турецкий наблюдательный пункт, но это требует одобрения России, которого наша страна может и не дать. Во всяком случае, она пока не горит желанием расширить влияние Турции в регионе и не пригласила «турецких партнёров» стать четвёртой стороной в подписании соглашения о прекращении боевых действий.
Турки стараются вовсю. Как сообщил российский министр здравоохранения Михаил Мурашко, Турция заявила о своей заинтересованности в организации производства вакцины Спутник-V, после проведения необходимых предварительных исследований. Нет сомнений, что это было весьма приятно узнать российскому правительству, но будет ли это иметь решающее значение, чтобы «подружиться» с Москвой и получить добро на разделение зон влияния?
В телефонном разговоре между Путиным и Эрдоганом, состоявшемся по инициативе последнего, президент Турции подчеркнул «важность сотрудничества между Турцией и Россией в Нагорном Карабахе» и пожелал, чтобы «тот же дух сотрудничества» проявился и в отношении к сирийскому кризису, позиции по которому, как мы знаем, пока расходятся. Что же, сближение позиций по Сирии — это было бы хорошо.
Вчера было подписано российско-турецкое соглашение о Совместном центре по наблюдению за прекращением огня на территории Азербайджана, о чём и заявил Алиев. Да, это даст Анкаре геостратегическое преимущество в регионе, поскольку она сможет отчасти контролировать прямую магистраль между турецкой территорией и Баку — коридор, гарантирующий армянам передвижение граждан и грузов между ее границей с Азербайджаном и анклавом Нахичевань (п. 9 трёхстороннего соглашения).
Это кое-что, но аппетиты наследнику Оттоманской империи пришлось умерить, потому что главный контроль здесь будет за Россией. В самом Нагорном Карабахе турецких миротворцев не будет. Об этом совершенно ясно заявил глава российского МИД Сергей Лавров.
Детали расположения и размера контингента в Совместном центре в Азербайджане будут определены сегодня. Для этого, как сообщил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу, в Анкару приехала российская делегация. Но вряд ли это принципиально изменит расстановку сил.