В настоящее время экономика Туниса переживает не лучшие времена. Полностью зависимое от внешних связей и, главным образом, от экспорта нефти, минерального сырья, туризма и зарубежных инвестиций африканское государство за последние семь лет потеряло многих партнеров из-за сложившейся в регионе неблагоприятной обстановки.
Текущие экономические показатели ясно свидетельствуют о том, что Тунис до сих пор не оправился от потрясений, которые произошли в 2011 году. В частности, за этот период зафиксировано падение экспорта на целых 20%. Если ранее он составлял 19,3 млрд долларов в год, то теперь — всего 15,3 млрд. В торговых отношения с Россией также прослеживается отрицательная динамика. Товарооборот между двумя странами снизился в четыре раза.
При этом нельзя не обратить внимание на то, что совокупный государственный долг, напротив, постоянно растет, и на 2017 год он составлял 71,3% от ВВП, что выше показателей, которые наблюдались в 90-х годах прошлого века.
Среди прочего, Тунис имеет задолженности перед Международным валютным фондом, установленные требования которого негативно сказались на внутренней политике государства. В результате множества факторов уровень безработицы в стране сейчас значительно выше того, что был в 2011 году. Однако правительство не может найти выход из сложившейся ситуации, что влечет за собой новые политические волнения.
В конце минувшего года Тунис в очередной раз засветился с не самой хорошей стороны. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) внесла его в черный список, причислив к государствам, которые не прикладывают максимум усилий для борьбы с уклонением от уплаты налогов. В свою очередь, это подразумевает, что имеющийся в стране бизнес активно задействован в процессе отмывания денег. Это может привести к печальным последствиям. Как правило, попавшие в этот список страны не могут рассчитывать на предоставляемые Евросоюзом кредиты.
В сложившейся ситуации власти Туниса предпринимают различные шаги. Они пытаются развивать торговлю с государствами, не входящими в состав ЕС. Примечательно, что предприниматели, которые открывают новые рынки сбыта, получают активную поддержку со стороны государственного центра содействия экспорту (CEPEX). Они могут брать госкредиты на 200 тысяч долларов на вполне льготных условиях. Тем не менее, экономика Туниса не в состоянии держаться на дотациях государства, поскольку имеет внушительный внешний долг.
Граждане африканской страны в поиске лучших условий проживания и ведения бизнеса вынуждены покидать родину. Однако в других местах тоже не всегда все идет гладко. Многие из них терпят неудачу из-за нарушений или высоких стандартов, на которые власти Туниса внимания не обращали.
В частности, можно вспомнить громкий скандал, который разразился вокруг предпринимателя Мехди Дусса, владеющего сетью рыбных магазинов в Санкт-Петербурге, Москве и Монако. Сотрудники Россельхознадзора установили, что компании бизнесмена приобретали у поставщиков рыбу и морепродукты, которые были отравлены мышьяком. К числу нарушителей относятся такие фирмы, как Frigoport, Megrine Sete и Didon Maree.
Эта история весьма показательна, поскольку отчетливо дает понять, как в Тунисе принято вести бизнес, вплотную связанный с закулисными договоренностями и взяточничеством. Отметим, что Мехди Дусса замешан в деле полковника Захарченко, который получил от предпринимателя порядка 800 тысяч долларов за «прикрытие».
Массу негативных отзывов получил и туристический бизнес страны с африканского континента. Визитной карточкой этой отрасли стали безответственность и хамство. В настоящее время многие наблюдают ситуацию с украинскими туристами, которые не могут покинуть Тунис из-за компании Insight Holidays, ответственной за организацию их несостоявшегося вылета.
Все вышеперечисленное указывает на то, что сегодняшняя экономика Туниса переживает глубокий кризис, причины которого кроются в политической нестабильности, беззаконии и неэффективных методах ведения бизнеса. Самостоятельно справиться с проблемами государство не может, а помощи от мирового сообщества ждать не приходится.