Главное в экономической политике любого правительства — откуда взять средства для бедных, и отдадут ли богатые эти средства для того чтобы бедным стало лучше? В Испании есть пословица: «То, что говорит кордовец — сделай наоборот». Сборник испанских пословиц — моя настольная книга, подаренная мне моим отцом на 16-летие — это «библия» для всей моей жизни. Если следовать мудрым народным выражениям, а их в этом маленьком сборнике собрано 8’000, то можно будет решить все задачи современного экономического положения в Испании.
Интересно то, что в Испании, как и во всех других странах цивилизованного мира, ключевые позиции в экономике (в её современном виде сегодня) были сформированы на рубеже 1920-1930 годов. Об этом писали многие, достаточно вспомнить произведение Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс», где чётко прослеживается последовательная эволюция ключевых реперных точек в командном управлении основных европейских стран, включая Испанию.
Мы прекрасно понимаем, что книга Рамона Тамамеса «Финансовая олигархия в Испании» должна быть непреложным делом для всей жизни сегодняшнего коалиционного правительства.
Если отжать всю пропагандистскую «шелуху», то видно, что правительство призвано решить две главные задачи текущего момента: вывести страну из потребительского коллапса и решить проблему Каталонии.
Для того чтобы решить первый вопрос, в первую очередь нужно проведение срочных реформ (таких как реформа трудового и пенсионного законодательства). Во вторую очередь нужно решить так называемую каталонскую проблему, главным содержанием которой является создание такого блока взаимоотношений, которые были бы близки либо идентичны тем, которые имеет Центр, с одной стороны, и баскские провинции и Наварра, с другой стороны.
Если вспомнить слова Козьмы Пруткова о том, что надо «зреть в корень», то вопрос выглядит следующим образом: где взять средства для решения названных проблем? Инвестировать ли в потребление или обеспечить доходность каталонской экономики в краткосрочный период?
И в первом, и во втором случаях правительству предстоит изыскивать средства, которых на сегодняшний день в контролируемом этим правительством пространстве не существует. Разрешение этих двух проблем в самом общем приближении требует бюджета в 2-3 раза больше, чем есть «в наличии» у правительства. Что же делать? Как быть?
Ответ очевиден: надо привести несистемную оппозицию в правительство, чтобы она своими нестандартными, нетривиальными действиями запустила маховик раскрутки всех так называемых «эндогенных факторов», скрытых внутри потаённых уголков испанской экономики.
О чём идёт речь. Речь идёт всё о том же. Для того чтобы кому-то отдавать, эти средства нужно откуда-то взять. Но эти средства контролируют (на 80%) те, которые находятся в списке, прилагаемом к монографии «Финансовая олигархия в Испании» известного испанского экономиста.
Будет ли несистемная оппозиция (пусть и в составе коалиционного правительства) услышана испанским олигархатом? Думаю, что да. А куда им деваться? Собственно говоря, у них есть два пути: либо быть услышанными, либо не быть услышанными, но тогда…
Мы видим широкую и горячую дискуссию вокруг утверждения бюджета страны в стенах парламента. Мы уверены, что принятие бюджета как в Испании, так и везде — это лакмусовая бумажка для климата, консенсуса, взаимопонимания и компромисса в стране. Хочется верить, что оппозиция в лице весьма уважаемых профессоров, экономистов, учёных, которыми буквально изобилует состав франций основных оппозиционных правоцентристских партий, сможет (не лишившись здравого смысла) принять единственно верное решение, и придать импульс позитива и доброжелательности всей большой дискуссии вокруг выбора курса на рост социально-экономического развития страны и, по сути дела, на разрешение так называемого каталонского кризиса, который то возникает, то затухает по мере нарастания напряжения в дискуссии вокруг выбора курса страны в целом.