За последние 20 лет в Китае наблюдается серьёзное перераспределение доходов от самых бедных к самым богатым, но пока большая часть национальных богатств приходилась на средний класс, власти это не беспокоило. Но ныне ситуация приблизилась к крайней точке, и Си Цзиньпинь заговорил об «общем процветании». Когда же эта тема появится в российском политическом поле?
Согласно данным июльского отчета «Неравенство доходов в мире, 1820-2020», опубликованного исследователями WID.world, в 1960 в Китае на нижние 50% населения на шкале от самых низких к самым высоким доходам приходилось 25% национального дохода, на следующие 40% (средний класс) – 48%, и на 10% верхушки – 27%.
В середине 1980-х в КНР началось очень медленное перетекание доходов от 50% самых бедных к 10% самых богатых, при котором середнячок оставался при своём.
Однако в начале 2000-х богатые стали отбирать доходы не только у самых бедных, но и среднего класса. В прошлом году на нижние 50% уже приходилось 14% общих доходов, на середняков – 44%, а на самых богатых – 42%.
Все это не осталось незамеченным для правящей Коммунистической партии Китая (КПК), можно сказать, что она же этот процесс и породила, когда идея «общего процветания» – общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов Мао Цзэдуна – была отодвинута на задний план при Дэн Сяопине, который поставил во главу угла развитие экономики, чтобы она позволила бы «некоторым людям сначала разбогатеть», а общее процветание, мол, наступит позже.
Все первые восемь лет пребывания у власти термин «общего процветания» присутствовал в речах Си Цзиньпиня, но «в фоне», пока не случилось неизбежное.
Узкий круг лиц, получивший почти половину национального дохода, естественно стал покушаться на власть и вмешиваться в политику. Как гром среди ясного неба стала речь главы одной из крупнейших компаний страны Alibaba Group / Ant Group (№12) Джека Ма в октябре прошлого года, в которой он публично выступил с критикой правительства.
Понятно, что ему тут же дали хорошую «затрещину», запретив выходить на IPO, после чего Ма исчез из публичной жизни, чтобы не навлечь на себя ещё больших проблем. Ведь тогда в стране сразу началось антимонопольное расследование против компании и разговоры, не национализировать ли нам её.
Видимо это послужило спусковым крючком для разворота политики партии. В речи её лидера упоминаемость «общего процветания» подскочила в три раза в прошлом году (до 30), а в первом полугодии 2021 она уже звучала 65 раз, по подсчетам Bloomberg.
Вскоре слова обернулись делами.
17 августа высший комитет партии по экономическим и финансовым вопросам пообещал «разумно скорректировать высокие доходы», стимулировать благотворительность и принять другие меры, чтобы привести распределение доходов в стране к более идеальной структуре в форме оливы, маленькой с обоих концов и толстой посередине.
Высшие чиновники предложили также расширить фокус мер, охватив доходы не только ультра-богатых, но и просто богатых людей, усилить контроль за налоговыми отчислениями, пресечь нарушения трудового законодательства и бороться с «фанатской культурой» в шоу-бизнесе.
На прошлой неделе большинство государственных СМИ растиражировали «голос народа» в поддержку политики Си Цзиньпиня – пост одного из блогеров, в котором он назвал инициативу главы КПК «глубинной революцией».
«Это разворот от групп капитала к людям, это трансформация из капитал-ориентированности в народ-ориентированность. Следовательно, это политическое изменение, и люди снова становятся главной движущей силой этого изменения, и все те, кто препятствует этому изменению, ориентированному на людей, будут отброшены. Это глубинное изменение является возвращением, возвращением к первоначальным целям Коммунистической партии Китая, возвращением к природе, ориентированной на людей, и возвращением к сути социализма», – пишет автор.
Следующими целями полагает «глас народа» должны стать высокие цены на жилье и медицину. Вместе с тем, публицист, как ведущие китайские экономисты, не предлагает «убивать богатых, чтобы помочь бедным», он призывает «бороться с хаосом крупного капитала», чтобы эффективно решить проблему разрыва в доходах между богатыми и бедными.
«Эта революция смоет всю пыль. Рынок капитала больше не будет раем для капиталистов, которые могут разбогатеть за одну ночь, культурный рынок больше не будет раем для звезд-нимфоманок, а новости и общественное мнение больше не будут местом поклонения западной культуре», – пишется в заметке.
Как считает автор, если сейчас не принять жестких мер по обузданию крупного капитала, то страну может ждать участь Советского Союза.
Кстати, о России. Вот вам два графика распределения национальных доходов в России и Китае за последние 200 лет. Выводы делаем сами.