Новый законопроект, внесённый на рассмотрение в Китае, предлагает штрафовать и задерживать людей, носящих одежду, «оскорбляющую чувства нации».
Предложение о запрете одежды и символики, которые считаются «наносящими ущерб духу китайской нации» — это формулировка, которая часто используется в КНР для обозначения патриотизма или его отсутствия, а также всего, что расценивается, как пренебрежение к стране со стороны зарубежных государств и бизнеса.
Инициатива эта — одна из ряда мер по ограничению личного стиля в последние годы, включая правила вещания, направленные на исключение артистов с «женоподобным стилем», и продолжающиеся кампании против татуировок.
Принятие закона поставит вне закона «ношение или принуждение других к ношению» оскорбительных предметов в общественных местах, однако, какой тип одежды может быть признан оскорбителен в проекте не уточняется. Нарушителям грозит арест на срок до 15 суток и штраф в размере 5000 юаней (681 доллар).
Данный закон также нацелен на публикации и запрещает «производство, распространение, огласку и тиражирование статей или комментариев», которые наносят ущерб «духу» Китая.
Законодатели заявили, что в течение сентября будут собирать отклики общественности о своей инициативы.
В китайских социальных сетях некоторые пользователи уже выразили обеспокоенность и призвали других выступить против законопроекта. Ряд юристов также подвергли сомнению его пользу и отсутствие конкретики по правоприменению.
«Кто подтвердит дух китайской нации и с помощью каких процедур?» — задался вопросом профессор конституционных исследований Тонг Чживэй из Восточно-Китайского университета.
«Если статья в текущей редакции будет принята, то это неизбежно приведёт к тому, что правоохранительные органы и судебная система будут арестовывать и выносить приговоры людям на основании воли их начальников, что причинит бесконечный вред», — предупреждает он.
Профессор уголовного права Лао Донгьян из Пекинского университета Цинхуа заявила, что закон может быть приравнен к нарушению прав людей.
«Государственная власть напрямую вмешивается в сферу повседневной одежды отдельных граждан, что, очевидно, является чрезмерным вмешательством», — написала она в социальной сети Weibo.
Лао также выразила обеспокоенность тем, что поправка может подпитать крайний национализм и «может усилить антагонизм с некоторыми странами, поставив [Китай] в пассивное дипломатическое положение».
Обострённое чувство национальной гордости
Всякий, кто никогда не общался с китайцами и видел их только в кино, с трудом сможет заподозрить в них людей с гипертрофированной на сторонний взгляд национальной гордостью.
Как говорит один лучших китаистов Виктор Ульяненко, «практически в каждом китайце живёт древняя уверенность, что он, независимо от своего образования, воспитания, материального достатка, лучше и умнее любого иностранца. В Китае о европейцах принято говорить: «Сы чжи фа да, тоу нао цзянь дань». В переводе: «Руки-ноги здоровые, а голова туповата»».
Набирающее силу движение «Ханьфу», в рамках которого граждане носят традиционную одежду, характерную для периода до династии Цин, воспринимается обществом как возврат к своим корням среди молодёжи страны.
Одновременно с этим традиционная японская одежда, такая как кимоно, воспринимается, как оскорбление, учитывая кровавую историю японской оккупации.
В августе прошлого года китайская поклонница аниме заявила, что была задержана полицией после того, как позировала для фотографий в кимоно — традиционном японском наряде — в восточном городе Сучжоу.
Девушка, чей косплейный образ был вдохновлён японской мангой «Summer Time Rendering», стала объектом широкого обсуждения в китайских социальных сетях. Многие пользователи нашли её наряд непатриотичным.
Аналогичный случай произошёл и в 2019 году — тогда по интернету разлетелось видео, на котором охранники университета напали на мужчину в кимоно. Патриоты и космополиты бурно обсуждали уместность ношения японской одежды.
В этой наэлектризованной атмосфере предлагаемые поправки вызывают закономерные вопросы: будет ли уместна косплейная одежда и кимоно сотрудников японских ресторанов рассматриваться, как неэтичная? Будут ли западные костюмы трактоваться, как поклонение «западному капитализму»?
Вместе с тем, России, возможно, следует извлечь полезный опыт китайского соседа, избежав перегибов. Ведь, действительно, как можно бороться с пропагандой нетрадиционных отношений, допуская при этом весьма прозрачно читаемый образ некоторых звёзд шоу-бизнеса? Ведь это дискредитация здравой идеи, открытое глумление над ней. Разве нет?