В консерватории подняли целый пласт ранее неизвестной музыки

Пышно отметил 25-летие легендарный Факультет исторического и современного исполнительского искусства МГК им. Чайковского (ФИСИИ). Поклонникам музыки XVII-XVIII веков показали, как выглядел и как звучал забытый сегодня хроматический клавесин, а в заключение музыканты ансамбля Volkonsky Consort усладили слух и глаз слушателей музыкой старой Англии и исполнили отрывки из шуточного, отчасти фривольного мадригала «Представление в масленицу» итальянского композитора Адриано Бланкьери.

Единственному в России факультету исторического исполнительства подчас приходится нелегко, поскольку его деятельность меняет подход к музыке и создаёт прецедент, не закреплённый в госстандарте. Своим титаническим ежедневным трудом эти энтузиасты показывают, что исполнение старинной музыки в её первозданном виде актуально и сегодня: для этого есть и вдумчивый музыкант-мультиинструменталист, и слушатель, желающий открывать целые пласты музыки минувших дней.

Прозвучавшие в праздничном концерте мадригалы, пьесы, сонаты с использованием хроматического клавесина — огромная редкость на российской сцене. Для их исполнения потребовался особый и довольно сложный инструмент по итальянской технологии XVII века, который не получил дальнейшего развития, и было непросто его получить.

Этот инструмент вызвал живейший интерес в аудитории и в кругу профессионалов. На юбилейном вечере на нём играли такие крупные музыканты, как Дарья Борковская, Алексей Шевченко, Анастасия Антонова и Мария Успенская, а в перерыве исследовали и фотографировали буквально все.

В консерватории подняли целый пласт ранее неизвестной музыки
Дарья Борковская и хроматический клавесин

XVI-XVIII века в Европе были временем соперничества школ. Фландрия была знаменита семьей изготовителей клавесинов Ruckers из Антверпена, разработки которой использовали парижские мастера, научившиеся переоборудовать голландские инструменты в индивидуальной манере.

Французско-голландские традиции получили наибольшее развитие и со временем привели мир к созданию фортепиано — но не менее ценен для музыки и альтернативный подход к клавесину, который разрабатывали Италия (центры в Венеции, Милане, Флоренции, Риме и Неаполе), Англия (в Лондоне) и Германия (в Гамбурга, Берлине и Дрездене).

Сегодня управление хроматическим клавесином из 14 октав требует большого мастерства и понимания не привычной для нашего слуха музыки. Представьте, что на инструменте не предусмотрено ровного звучания хроматической гаммы, извлекаемые из него обычные для нас благозвучные интервалы режут слух, а его идеал — чистая терция. Но звучание такого клавесина в умелых руках дарит необычайную гармонию и свет, исходящий от когда-то популярной, но пока редко исполняемой музыки.

Имена Клаудио Меруло, Джироламо Фрескобальди, Луиджи России прекрасно известны тем, кто любит итальянское барокко. Они были музыкантами-мультиинструменталистами, писавшими для органа, лютни, клавесина и других инструментов музыку, которой восторгались современники. Но чтобы понять, почему это творчество вызывало горячий восторг, необходимо исполнять произведения на аутентичных эпохе инструментах, таких как хроматический клавесин.

В консерватории подняли целый пласт ранее неизвестной музыки

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку