Суда различных государств, осуществляющих торговые операции с санкционными товарами мимо кошельков европейской элиты, стали предметом особого беспокойства у северного соседа России — Финляндии. Последняя предложит обложить дополнительными санкциями судовладельцев, если они вызовут подозрение в перевозке санкционных грузов или… пиратстве.
В последнем «теневой флот России» обвинила Эстония — якобы законспирированные русские пираты обрезали провода электропроводки, которую страна под водой тянет из ЕС.
«Подозрительное судно является частью российского флота-призрака, который угрожает безопасности и окружающей среде, одновременно финансируя военный бюджет России, — пояснили в совместном заявлении Европейской комиссии и главы дипломатии ЕС Кайи Каллас. — Мы предложим адекватные меры, в том числе санкции, чтобы этот флот за это поплатился».
В данном конкретном случае в пиратстве обвинили нефтяной танкер Eagle S, который прибыл с бензином из Санкт-Петербурга именно к тому времени, как подводная эктропроводка EstLink 2 госкомпании Fingrid была повреждена. Это вызвало небольшие перебои в работе интернета в Финляндии и Эстонии.
Корабль с грузом направлялся в Египет. При этом судно шло под флагом Островов Кука, а директор финской компании лишь не исключает (но не рассматривает как вероятную) возможность саботажа.
Президент Финляндии Александр Стубб тотчас призвал «устранить» «риски, вызванные» кораблями российского флота-призрака, и Евросоюз его поддержал. Отмечается, что в течение месяца кто-то уже перерезал 4 кабеля, и подозрение пало на Россию, которая «может вести тайную кампанию против стран НАТО».
Российские суда находились в близлежащих морях. Доказательств принадлежности нефтяного танкера и других подозрительных судов к России не обнаружено.
Ранее разрыв в Балтийском море двух оптоволоконных кабелей министр обороны Германии также назвал актом саботажа. Один кабель соединял Финляндию и Германию (финская госкомпания Cinia, оказывающая услуги связи между Хельсинки и немецким городом Росток. несколько недель после аварии осуществляла ремонт электропроводки), другой проходил между Литвой и Швецией.
При этом немецкий чиновник не пояснил, зачем пиратам маскироваться под контрабандистов, и, во всяком случае, эту деятельность совмещать. Видимо, чтобы быстрее обнаружили и подвели под санкции или уголовную статью.
«Вместе мы усилим общую защиту критически важной европейской инфраструктуры, включая подводные кабели», — успокоила национальные власти глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Если о законодательных новеллах объявили сегодня, то они были заготовлены несколько месяцев назад и согласованы между государствами-членами ЕС.