17 января 2021 года в центральном парламенте Испании буквально всё взорвалось после выступления лидера Народной коалиции — Пабло Иглесиаса. Глава партии Подемос высказался в том духе, что отъезд из Испании Карлеса Путчдемона сравним с Исходом республиканцев за рубеж после победы Франсиско Франко в Испании.
Одновременно лидер коалиционного Народного правительства сказал, что изгнание Хуана Карлоса I из Испании «в связи с многочисленными финансовыми нарушениями» не может ставиться на одну доску с изгнанником по политическим мотивам Карлесом Путчдемоном.
Интересным ответом на эти слова стало выступление спикера третьей по величине политической партии «Граждане» Инес Арримадас, которая сказала, что стыдно лидеру Народного правительства Пабло Иглесиасу сравнивать республиканских изгнанников с каталонским правителем, поскольку республиканцы как в самой Испании, так и за её пределами «строили страну» и «строили демократию в Европе».
В Испании все страницы центральной печати, радиостанции и каналы телевидения обсуждают один и тот же вопрос: «Что из всего того, что было сказано, справедливо, а что имеет чисто политический флёр?». Давайте разбираться.
Для читателя, в том числе и россиян, проживающих в Испании, важно только одно: историческая правда ради исторической справедливости. Это важно только по одной причине: в большом политическом споре (если не сказать по существу — «политической сваре»), кто прав, а кто виноват не разберёшь. Каждая из сторон в этом споре права по-своему, и виновата по-своему.
Однако есть объективные признаки, по которым можно разобраться и понять суть вопроса.
Сегодня Испания — правовое, социальное, демократическое государство европейского типа, идущее по пути строительства экономики по «рейнской модели». Форма государства — конституционная монархия с широкими полномочиями главы государства. Здесь можно было бы поставить точку — всем вышесказанным мы всё сказали. Однако над темой кто прав, а кто правее довлеет история, причём недавняя.
Живы и здоровы те люди, которые были либо участниками, либо жертвами той истории, которую на языке эвфемизма называется «социальным конфликтом». На самом деле, это была грандиозная гражданская трагедия, в которой пострадали не менее 50% всего населения страны, из которых 10% либо были физически уничтожены, либо «наделены» такими физическими и моральными наказаниями, которые отражаются как на их сегодняшней жизни, так и на жизни их потомков — детей и внуков.
Не будем забывать, что в результате поражения в Гражданской войне в том самом Исходе приняли участие 10-15 миллионов граждан страны и это притом, что население в ту пору исчислялось 30-32 миллионами человек.
В 1940-60е годы из Испании по политическим и экономическим мотивам (кто — временно, кто — на постоянной основе) покинуло 10 миллионов человек (кто — во Францию, кто — в Германию, в меньшей степени в Бельгию, Голландию, Великобританию и скандинавские страны). В Латинскую Америку в 1940-1960е годы иммигрировало 1-1.5%, в основном по политическим мотивам.
Да, действительно, судьба испанцев в странах Восточной Европы (СССР, Румынии, меньше в Алюбании, Польше и Венгрии) — особый разговор. Здесь мы видим испанскую диаспору чисто политической «заточки». Это либо «дети войны», либо члены левых республиканских партий. В меньшей степени это перебежчики из состава Голубой дивизии, воевавшей на стороне фашистов. В Петербурге есть целое кладбище, на котором похоронены воины, которые против своей собственной воли участвовали в боевых действиях против Красной Армии — в основном, на Волховском фронте.
В Москве на Поклонной горе наследный принц Филипп в 2003 году открыл католическую базилику — часовню, посвященную 125 героям, погибшим в рядах Красной армии или в составе партизанских частей, защищая советскую родину от фашизма. Напомню, что это были в основном дети 9-15 лет. Некоторых из них, как 12 мальчишек из Особой Дивизии под руководством Медведева в зоне боевых действий под Ровно (читайте его книгу «Это было под Ровно»), можно считать мучениками. Они шли на боевое задание с «билетом в один конец».
В Испании, как и во всём мире, историю знают испанского Исхода (экзода) очень плохо. Передвижные выставки и другие акции, проводимые организациями в пользу исторической памяти — чересчур малая толика для того чтобы познакомить вплотную почти 60-миллионный испанский народ с его недавней историей.
Болью в сердце раздаются слова тех политических лидеров Испании, которые слабо представляют себе реалии испанцев, несущих на себе печать жертв и мученичества за свою родину, свой народ и те народы, которые пали в борьбе с такими тёмными силами, как фашизм и тоталитаризм.
Ни в коем случае нельзя сравнивать республиканцев, «ушедших» из Испании ради глотка свободы, чтобы потом есть всю жизнь чёрствую корку хлеба изгнания и мечтать и плакать по ночам по своим родителям, женам и детям, понимая, что они их никогда не увидят, с современным каталонским политиком.
Никакие жертвы не должны пройти бесследно. Они могут оставаться в памяти всегда, когда есть их потомки и те, которые стоят на позициях справедливости и чести. Если ещё и можно сравнивать случаи Карлеса Путчдемона с положением Хуана Карлоса I, то ни первый, ни второй нельзя сравнивать с тем, что в Испании считается святым. Все изгнанники — мученики, пострадавшие за Веру. За веру в справедливость, за право и за будущее своих детей.