В зале «Зарядье» море стало героем симфонического вечера

17 октября 2022 года в зале «Зарядье» «Мастера хорового пения» и Национальный филармонический оркестр России исследовали морскую стихию. В один вечер в одном пространстве музыканты под руководством Арсентия Ткаченко объединили музыку и живопись и исследовали три ипостаси морских волн. Первую раскрыл Феликс Мендельсон, вторую — Клод Дебюсси, третью — Ральф Воан-Уильямс.

Феликс Мендельсон за увертюру «Фингалова пещера» был назван Рихардом Вагнером «первоклассным художником-пейзажистом». Свой «пейзаж» 20-летний Мендельсон посвятил одной из загадочных легендарных пещер Шотландии, которую вслед за Вальтером Скоттом он посетил и которая, по утверждениям очевидцев, рождает мелодии благодаря удивительной акустике, умножаемой от голосов плещущихся в ней волн. Композитор изобразил причудливые меняющиеся звуки с помощью альта, виолончели и фагота, а вторить центральной теме назначил литавры, имитирующие раскаты грома, разнообразящие одиночество прекрасных скал.

Если молодой романтик Феликс Мендельсон услышал мелодию и проникся ей как прекрасным эпизодом, то для Клода Дебюсси море было музыкальнейшим созданием природы. Самое популярное произведение французского композитора посвящено целиком ему и предельно чётко выразило три элемента присущей композитору эстетики: импрессионизм, символизм и японизм (Дебюсси восторгался гравюрами Хокусая о море). Святослав Рихтер говорил, что произведение Дебюсси действует на слушателя сильнее, чем сама природа стихии. Композитор упивается малейшим оттенком цвета моря, каждым его движением и дуновением ветра, переменчивостью волн и игрой солнечных лучей на поверхности. От утра до ночи, от отлива до шторма в симфонической поэме всеобъемлюще запечатлён Ла-Манш.

Третья песнь морю — это «Морская симфония» английского композитора Ральфа Воан-Уильямса, изюминка морского вечера в «Зарядье». Программная эпическая вещь сочетает в себе элементы стиля предшественников (немецкого и французского), и символизирует начало новой английской симфонической школы, национальной школы «владычицы морей».

Внучатый племянник Чарльза Дарвина, упокоившийся рядом с величайшим английским композитором Генри Пёрселом, является одним из самых знаковых творцов своей страны. В России он известен меньше и исполняется крайне редко, что незаслуженно, как полагает Арсентий Ткаченко. «Морская симфония», которая имела изначальное название «Океан», родилась у композитора в период 1903-1909 годов в процессе работы над циклом песен для хора и оркестра. В своей основе она содержит философско-гуманистические, метафизические стихи американского поэта-новатора Уолта Уитмена.

Нельзя сказать, что демонстрация произведений Айвазовского, Бенуа, Боголюбова, Дубовского и Куинджи соответствует духу этой самобытной музыки, отчасти предвосхищающей произведения Стравинского. Однако она настраивает слушателя на созерцание моря и размышление над ним, напоминает изображения волн и жизни вокруг моря. Как будто из недр стихии слышатся звуки хора на всём протяжении произведения, и охватывают всё пространство густые прекрасные голоса Анны Аглатовой и Ивана Подоплелова, прославляющие море и его героев — моряков.

Какие размышления вызывало море у Воан-Уильямса, сына священника, пришедшего к агностицизму, но уважавшего религию и Священное писание? Не в море ли он черпал любовь, не там ли питался его патриотизм, побуждавший заниматься собиранием музыкального английского народного творчества по деревням?

«Пиши хоровую музыку, как подобает англичанину и демократу», — напутствовал Воан-Уильямса его учитель Хьюберт Пэрри. В монументальной «Морской симфонии» композитор следует этому правилу от начала и до конца.

Мечтая быть полезным английскому обществу, Ральф Воан-Уильямс заслужил своё почётное место в Вестминстерском аббатстве. Он бежал от мирских почестей и не стал принимать предлагаемый ему дворянский титул, однако верил в то, что может изменить мир, верил в силу голоса, который является непревзойдённым по силе средством выражения лучших и глубочайших человеческих эмоций.

Сильное впечатление оставляет по себе «морской» концерт. Знакомство с ярким представителем английского симфонизма, безусловно, очень интересно и познавательно.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку