Эстетика мировой политики для меня — красота политических действий, суть которых в ограниченном использовании военных средств и широком применении человеколюбия. Победа Трампа в США даёт возможность предположить, что экономические ресурсы — прежде всего, финансовые и фондовые рынки, на которые опирается президент, смогут победить насилие и поддержать эстетику в мировой политике.
Основание к предположению даёт сообщение, что Трамп объявил о погашении средствами своего фонда долгов Камалы Харрис.Президент США был удивлен, что с такими финансовыми средствами его противники не победили и ещё остался долг в 20 миллионов долларов. Его слова, в свою очередь, поражают общественное мнение.
Главный спонсор избирательной кампании Трампа — Илон Маск, положивший на алтарь победы 150 миллионов долларов, также поддерживает примиренческие усилия босса.
Когда в зале консерватории исполняются произведения Густава Хольста — его знаменитые опусы, то в битком набитом зале истинное наслаждение получают 5-6 человек, которые приходят отметить определенное исполнение данного произведения. Я неоднократно был свидетелем, находясь за соседним столиком в буфете во время перерыва, с каким наслаждением, трепетом и истинным вожделением эстетствующие слушатели отмечали ту или иную черту исполнения.
Небольшая группа людей определяет вектор дальнейшей судьбы как произведения, так и исполнителей. То же происходит и в мировой политике.
11 ноября 1918 года между Антантой и Германией состоялось соглашение, знаменовавшее собой конец Первой Мировой войны. Провозглашение Компьенского перемирия стало величайшим днём в истории современной мировой политики, священной датой на пути к Версальскому мирному договору.
Красивое исполнение того или иного акта в мировой политике сопоставимо с эффектной концовкой крещендо.
Вопрос только в том, кто будут 5-6 экспертов, которые получат истинное наслаждение от эффектной концовки на этот раз.
Конец Первой Мировой войны завершил первую часть затянувшейся симфонии, которая продолжается до наших дней. Та война — если и не первый акт громадной трагической оперы, написанной мировым вагнером, то это увертюра. На этой увертюре и закончится патетическая музыкальная история.
Ан нет! Вернемся к вопросу об эстетике в мировой политике. Мировое политологическое сообщество утверждает, что в политике, как и в экономике есть своя эстетика, потому что есть своя мораль. Маленькая или большая — другой вопрос, но она есть.
11 ноября — день рождения Фёдора Достоевского, величайшего мыслителя всех времен и народов, написавшего пять грандиозных философских произведений. Самое сильное, на мой взгляд, «Братья Карамазовы». А причем здесь эстетика в мировой политике и Фёдор Достоевский?
Министр обороны Испании в одном из последних консервативных правительств написал диссертацию, а затем и выпустил книгу на тему «Уильям Шекспир в международном праве и мировой политике». В своё время я зачитывался этой книгой. О Шекспире писали как о философе историке, человеке, обозначившем векторы развития европейской цивилизации, но никогда как об авторе крупных политических умозаключений — а он таким являлся.
«Король Лир», «Гамлет» — ключевые произведения, повлиявшие на умы и сознание на политиков-современников драматурга. Они отразились как минимум на сознании двух последующих поколений руководителей, в первую очередь, Англии.
Диалог Дмитрия и Алексея Карамазовых в главе «Исповедь горячего сердца» — ключевая часть философского произведения, является опорой мировоззрения не только России той поры (об этом говорил и обер-прокурор Синода К. Победоносцев), но и многие европейские руководители эпохи.
Шарль Морис Талейран де Перигор говорил: «Война чересчур серьёзное дело. чтобы им занимались военные». Но доступ к красивой политике — то есть, без применения насилия, имеет очень ограниченное число государственных деятелей.