Советник по внешней политике Риши Сунака Джон Бью прочёл лекцию о «великом стратегическом моменте» для Британии, в ходе которой рекомендовал руководству страны (как консерваторам, так и их вероятным преемникам — лейбористам) озаботиться созданием новых политических союзов. «В условиях конкуренции мы не можем довольствоваться управлением рисками», — подчеркнул он.
Великобритания через систему союзов сможет иметь рычаги воздействия на мировую политику, уверен эксперт, в противном случае, страна будет управлять рисками, и незаметно для себя «скатится к войне».
Профессор кафедры военных исследований Королевского колледжа Лондона Джон Бью — значимая фигура в политическом консалтинге, которому прочат освободишееся место Генри Киссинджера в глобальной геополитике. Помимо того, что он является сыном видного неоконсерватора — специалиста по «ирландскому вопросу» Пола Бью, эксперт зарекомендовал себя в качестве автора двух консервативных общих обзоров внешней политики и безопасности Великобритании в 2021 и 2023 годах, которые легли в основу внешней политики правительств Бориса Джонсона, Лиз Трасс и Риши Сунака.
Он имеет все шансы остаться в консультантом при любом новом правительстве после января 2025 года, поскольку его концепция обеспечивает сохранение преемственности взаимоотношений с США, где ожидается переизбрание Дональда Трампа, Китаем и Россией. Главное, она прекрасно подходит для того чтобы спутать карты сближению Китая и нашей страны, и внести выгодные для Великобритании коррективы в многополярный мир, где страна сможет успешно экспортировать высокие технологии.
Несмотря на критику, что в соответствии с рекомендациями Бью Борис Джонсон «развернулся» в сторону Индо-Тихоокеанского региона, пропустив российско-украинский конфликт, консультант устоял. Все заметили, что торговые и дипломатические возможности Великобритании, открывшиеся в связи с этим, снабдили британцев не менее эффективными рычагами давления на соперника, позволили начать военное сотрудничество с японцами (создание военного самолёта по проекту gcap) и с австралийцами (разрабатывается атомная подлодка по пакту Aukus).
Месяцем ранее из уст Джона Бью звучало предложение укрепить сотрудничество с западными странами, а также с Бразилией, Индией, Саудовской Аравией и Турцией по образу и подобию «неприсоединившихся» в годы Второй Мировой войны, но включающий в себя «технологии, торговлю и совместное оборонно-промышленное развитие».
В рамках более глубокого европейского сотрудничества, по мысли Бью, Великобритания могла бы стать четвертым членом «Веймарского треугольника», состоящего из Польши, Германии и Франции. Этот союз был создан в 1991 году для помощи полякам в переходе от коммунизма, и сохраняет свою «демократическую» сущность.
Члены союза на данный момент координируют внешнюю политику между собой, и укрепляют сотрудничество, однако результат напрямую зависит от личной позиции глав государств. Время от времени встречи прекращаются. Сейчас же ожидается новое возрождение союза, потому что его активным сторонником является польский премьер Дональд Туск.
Важно, что одним из вопросов для обсуждения «Веймарского треугольника» традиционно является взаимоотношения ЕС с Россией и Украиной. При этом последние встречи объединения накануне начала спецоперации России на Украине и после были явно антироссийскими:
- 8 февраля 2022 года встреча президента Франции Эммануэля Макрона, президента Польши Анджея Дуды и канцлера Германии Олафа Шольца была посвящена угрозе, которую Россия представляет суверенитету и территориальной целостности Украины,
- 12 июня 2023 г.: Олаф Шольц, Эммануэль Макрон и Анджей Дуда встретились, чтобы договориться о военной помощи, которая будет предоставлена Украине.
- 15 марта 2024 г.: Эммануэлем Макроном, канцлером Олафом Шольцем и премьер-министром Польши Дональдом Туском объявила о создании «коалиции глубоких ударов», то есть, об организации поставок на Украину «дальнобойной ракетной артиллерии», способной нанести удар глубоко в тылу России.
Учитывая контекст, предложение Джона Бью о вступлении в «Веймарский треугольник» выглядит как неприкрытый призыв к правительству примкнуть к «поджигателям войны» с целью развития военно-промышленного комплекса Великобритании. Действительно, этого аналитика можно считать наследником Генри Киссинджера в международных делах.