Главное в мире — не демократия, а стратегические запасы минерального сырья. В Венесуэле, первой независимой от Испании и первой демократической стране континента — немереные запасы нефти, причем марки, к которой привыкли в США. В Украине их, вероятно, соблазнял литий, самые большие запасы после Боливии.
Если мы вспомним Декларацию независимости 1811 года, то важно отметить, что документ появился на фоне захвата Испании армией Наполеона. В борьбе за освобождение Венесуэлы от Испании важнейшее участие приняли Симон Боливар, но также Франсиско де Миранда, который получил политическое убежище в России в 1786-1787 годах (говорят, и благосклонность императрицы Екатерины), а затем отправился во Францию и вернулся на Родину как генерал наполеоновской армии.
Тогда регион жил за счет плантаций какао и кофе, которые ранее приходилось ввозить через Персию. Екатерина Вторая сделала напиток чрезвычайно популярным, при ней Россию охватил кофейный бум.
Внешнеполитические обстоятельства порой складываются благоприятно для резких перемен. Мы будем долго и нудно рассуждать о том, имел ли право Дональд Трамп нанести ракетно-бомбовый удар по суверенному государству и захватить его лидера с женой (!), став преступником №1 в мире. Важнее, что реакция международного сообщества и тех, которые отвечают за стратегический раздел мира, относительно спокойна и ограничивается призывами к деэскалации конфликта.
Международные отношения сегодня — это прежде всего мировой порядок в том виде, как его описывает в своих произведениях Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский. Pax Americana — это когда в мире есть один интерес, который выражает интересы американской олигополии и чуть-чуть интересы старой европейской олигархии, состоящие в поддержании видимости законности нахождения у власти старых династий, в первую очередь Ольденбургов.
Не думайте, мир в сознании американской элиты — это не Бог весть какая сложная схема! Это всего-навсего Pax Amerucana. Кто не с нами — тот против нас. Считаться можно только с мамой своего повара, дочерью своего водителя и с почтальоном, который бросает к двери твоего особняка утреннюю почту, но не более того.
Американский истеблишмент решает свои задачи по-трамповски. В условиях угрозы интересам США они наносят опережающие удары, никого не слушают и ни с кем не считаются: европейцев — побоку, Китай — до поры до времени держать на коротком поводке, Россию — заткнуть за пояс!
Американцы давным-давно заявляли, облекая все в достойные дипломатического языка формы, о том, что они свергнут режим Мадуро и найдут причину, по которой судить, а затем и казнить венесуэльского президента. Такое поведение в международных отношениях — это поведение вырвавшегося из пут нищеты среднего американца, который всю жизнь убирал пол в баре при бензоколонке на пустынном перекрестке, но в одночасье при обломившихся миллионах потерял чувство реальности.
Осуждать и критиковать — это задача международного правового сообщества, но не научного мира или представителей академической профессуры. Для них тут все ясно: совершено преступление, о котором знал заранее весь мир, а вся мировая печать, американская и не только, писала о готовящемся нападении на Венесуэлу с 2019 года.
Нынешнее вторжение в латиноамериканскую страну — второе по счету. В 2020 году уже было вторжение, но с использованием наземных войск. Сегодня реализован сценарий, взятый у Моссад (похищение во время сна, вынув из постели спящих лидеров). Всё это было повторено спецназом, который готовился к этому давно и сердито.
Ракетно-бомбовый удар — это режиссерская находка не Трампа, а Билла Клинтона. Пусть Дональд не приписывает себе авторство злодейского нападения. Только бомбардировки Белграда привели к сдаче Милошевича в руки Альянса.
Разбирать военно-техническую составляющую происшествия за отсутствием не просматриваемых черт не будем, тут всё ясно как белый день. Но как могло быть, что при нынешних высоких технологиях и способах разведки заинтересованные в продолжении пребывания Николаса Мадуро у власти не были оповещены?
При существующем правиле Pax Americana свои далеко идущие планы США не скрывают. Они предупреждают и затем приступают. При наличии такого огромного количества «кротов» у России в Америке (да во всех странах Европы, по оценкам западной печати, страна опережает по этому показателю Израиль, Китай и США), трудно было недооценить угрозу дружественной стране. Вспомним и откровенные по содержанию встречи лидеров США, Китая и России за последнее время.
Россия направляла уже боевые корабли к берегам Венесуэлы, что говорит о том, что сигнал страна принимала. Однако стратегические интересы могли оказаться важнее, чем спасение союзника любой ценой?
Обратите внимание, что одиозных лидеров Бокассу и Иди Амина Франция не сдавала до тех пор, пока не вскрылись холодильники в подвалах дворцов этих деятелей.
Николас Мадуро твердой рукой проводил режим, приведший к власти Уго Чавеса. Последний провозгласил «Чавистскую революцию» — часть доходов от продажи нефти перераспределялись в пользу беднейших слоев населения. Вокруг правителя — лояльный венесуэльский истеблишмент. Могла ли быть успешна операция без участия окружения лидера Венесуэлы?
Вопросов много, но главный вопрос — это степень потери страной независимости и её цена для народа. В начале XIX века новый режим устанавливался в процессе борьбы долгих 12 лет. Вице-президент Делси Родригес приняла руководство, министр обороны Владимир Падрино Лопес взял под контроль территорию, министр внутренних дел Диосдадо Кабельо мобилизует силы вооруженной полиции и ополченцев (colectivos) для сопротивления агрессору.
Дональд Трамп заявил, что США будут «управлять» Венесуэлой до тех пор, пока не произойдет «безопасный, надлежащий и разумный переход», но он не предоставил плана по управлению страной, лишь отказав в легитимности лидерам оппозиции Марии Корине Мачадо и Эдмундо Гонсалесу. Американские компании будут разрабатывать нефтяные запасы страны, но сохранятся ли обязательства перед другими инвесторами и перед народом Венесуэлы?
Chevron — единственная нефтяная компания США, которая в настоящее время работает в Венесуэле, по ограниченной лицензии, выданной ей администрацией Трампа. Нефтеперерабатывающие заводы США (Paulsboro Refining и другие) получили контракты в октябре 2025 года, это примерно 4,2 миллиона баррелей в месяц, согласно данным об импорте EIA.
Со временем миллиардные американские инвестиции подорвут канадские усилия по диверсификации рынка углеводородов, в остальном западные эксперты не видят кардинальных изменений в обозримом будущем, о которых говорит Дональд Трамп, разве что некую напряженность в отношениях с основным покупателем венесуэльской нефти — Китаем.



