Деяния Дональда Трампа в Венесуэле, если сделать беглый анализ основных центральных средств печати европейских стран, выглядят как небольшое нелегитимное действие. Никакой полноценной реакции (вполне ожидаемой !), о которой говорили в первые часы после события 3 января не происходит. По мановению волшебной палочки, все СМИ либо молчат, либо обсуждают второстепенные вопросы. Исключение, пожалуй, составляет Гидеон Рахман — главный комментатор по коммерческим вопросам Financial Times.
Событие, свидетелями которого мы все являемся — трансцендентального характера, которое позволяет пересмотреть весь ход международных отношений и систему оценок вооруженных конфликтов, включая в Восточной Европе. Обращает на себя в первую очередь слова Гидеона Рахмана, посвященная реакции мира на события в Венесуэле и действия американской администрации. Он напомнил, что «Доктрина Монро» сегодня превратилась в «Доктрину Донро» и таит в себе риск непредвиденных последствий.
Несмотря на заверения, без агремана со стороны британского истеблишмента (если американский президент не получит «одобрямс» от премьер-министра Великобритании) не было бы никаких крупных действий американской администрации. Так было всегда, включая Перл Харбор, так будет и дальше до Мировой войны.
Венесуэла и Великобритания имеют давние дружественные связи, в частности, в Лондоне находится памятник Симону Боливару, на стороне которого сражался против испанских захватчиков британский легион. Англичане сквозь пальцы стали смотреть на «доктрину Монро» только после появления территориальных споров — в частности, о разграничении территории Венесуэлы с Британской Гвианой. А в 1982 году венесуэльцы поддержали Аргентину в притязаниях на Фолклендские острова, что окончательно отдалило венесуэльский истеблишмент от Великобритании.
Последняя, в свою очередь, начиная с 2019 года активизировала политику по смене режима чавистов, и даже создала «Группу реконструкции Венесуэлы» во главе с Джоном Сэвиллом, бывшим послом Великобритании в стране. Правительство Делси Родригес вряд ли будет признано Лондоном, который заморозил и не собирается выдавать Венесуэле $4,8 млрд «золота режима Мадуро», и нацелен на смену правительства в стране.
Вместе с тем, британский гигант Shell имеет интерес к венесуэльскому газу, что предполагает сотрудничество с Венесуэлой как она есть, иного не хочет принимать Дональд Трамп.
Лондон нашлепает по попке американского выскочку Дональда Трампа? То ли Трамп не позвонил в Лондон, то ли Лондон не взял трубку — это остается за скобками. Понятно одно: назревает крупный конфликт, о котором никто никогда не узнает, никто никогда не услышит.
«Правительство Великобритании обсудит развивающуюся ситуацию с американскими коллегами в ближайшие дни, поскольку мы стремимся к безопасному и мирному переходу к законному правительству, которое отражает волю венесуэльского народа», — говорится в заявлении премьер-министра Великобритании Кира Стармера.
Венесуэльско-британские отношения всегда строились на принципах Z — начинались напрямую, но всегда заканчивались приоритетными отношениями с США. Лондон никогда Каракасу ничего внятного не говорил (а теперь уже и не скажет), и все сводилось к тому, что вы все решайте с нашим менеджером в Вашингтоне. Однако это не значит, что британцы не следят за ситуацией в латиноамериканской стране и не обозначают США свою позицию.
Никакого раздвоения, расслоения в позиции британского истеблишмента по отношению к американской администрации не было никогда. Несмотря на поглаживание по плечу одной из супруг американского президента, ее величество никогда не заменит прямой связи Лондона с Вашингтоном, который стремится лишь получить улыбку одобрения от лиц Туманного Альбиона. Именно там лежат геополитические и геостратегические интересы элиты недавней колонии.
Туманный Альбион не то чтобы определяет мировую политику, но Ольденбурги — наподобие супервайзеров американцев и отвечают за их поведение (как воспитательница в детском саду) перед Львом XIV. Вот вы увидите, что вскоре кто-то из высокопоставленных эмиссаров Лондона приедет на доклад к секретарю Святого престола, а если за такие деньги они не придут с хорошими новостями, то возможно и его не допустят до главы Ватикана.
Очень жаль, что венесуэльско-британские отношения могли быть ровными и поступательными, если бы не превратились в то, что хоккей-любитель выиграл дерби.



