14 августа — день памяти (кончины) выдающегося философа пореформенной России, основателя духовной русской философии Владимира Сергеевича Соловьева. Философа, который был образцом нестяжательства и непритязательности в быту, стремившегося с высшим христианским идеалам и изнурявшего себя всеми видами воздержания.
Он жил преимущественно по гостям, семьи не имел, и умер в имении Узкое князя Петра Трубецкого, родного брата его ближайшего друга — Сергея, где тщетно пытались спасти Соловьёва от истощения. Это произошло в 1900 году, философу было 47 лет.
Цель моей сегодняшней статьи — поговорить о судьбе не только русского философа, но и латиноамериканского континента. Вы спросите — а причём здесь Соловьев, человек, который отдавал предпочтение духовному развитию России как пуповины Земли? Дело в том, что в Латинской Америке был и есть политик, которые через личные страдания — длительное тюремное заключение, пришел к нравственному идеалу В.С. Соловьева, идеалу морального политика, отдавшего всего себя служению людям.
Мне предстоит нелёгкая задача — сказать в рамках небольшого эссе вещь, которая может потрясти читателей. Отсутствие каких-либо распространенных знаний о философских размышлениях о роли и значении Владимира Соловьёва в мировой цивилизации объясняется тем, что они намеренно заглушаются из-за того, что он был русским не только по происхождению и духовному складу, но потому, что он верил в великую миссию русской духовности как инструмент прогрессивного поступательного развития земной цивилизации, понимая под этим развитие мировой духовности. В этом он был близок Вернадскому.
Я о Владимире Сергеевиче Соловьёве услышал от членов своей семьи — потомков рода Павловых. Все члены моей семьи, включая дядю моей бабушки нобелевского лауреата по физиологии, академика Ивана Петровича Павлова, были последователями его учения.
Светоч, отец всех философов пореформенной поры (почитайте что говорит о значении В.С. Соловьёва для мировой цивилизации Василий Розанов) имел неоспоримое значение в русской мысли конца XIX-первой половины XX века. Влияние этого многогранного мыслителя, общественного деятеля, демиурга общественного сознания в России было настолько велико, что его трудно охватить сознанием даже человека, который много читал его произведений и много знает о философе (я говорю в том числе и о себе).
Владимир Сергеевич Соловьёв повлиял на философию, общественную жизнь, литературу, драматургию, общественные тенденции в Европе, на отношение церкви к обществу и отношение общества к своему будущему. Но на политиков существенного влияния не оказал.
Я не смею возвышать свой голос в защиту или опровержение всего того, что произошло с промыслительным наследием этого человека — я чересчур мал во всех смыслах, чтобы давать этому какую-либо оценку, но уверен, что отсутствие широкого общественного знания его космовидения и мировосприятия, воззрений на развитие земной цивилизации трудно переоценить.
Я здесь даже не говорю о так называемых российских властях — это особая статья, но почему промыслительные силы общества, силы русской духовности, мировое коллективное мнение не ставят вопрос о том, что наследие Владимира Соловьева не звучит и не используется в повседневной жизни, в то время как это не только насущно, но и необходимо?
Не хочу говорить о том, какова позиция официальных властей и даже высшей школы в отношении изучения его наследия. На мой вопрос митрополиту Илариону о том, как он относится к Соловьеву, я получил ответ: «Никак».
Если только нынешние спойлеры (о чиновниках я уже и не мечтаю) возьмут с полки любой томик из его почти 100-томной библиографии и прочтут его, они увидят, что жизнь прожили напрасно, потому что в произведениях написано доступным, ясным языком, что предначертано каждому из нас. Небольшое произведение философа «Три беседы» займет у вас полчаса, и вы будете поражены, как я был прав.
Но я должен был написать о Латинской Америке, к чему с огромным удовольствием и наслаждением приступаю.
Хосе Мухику никто из вас, если вы только не сотрудники ЛАДа МИД РФ, не знает, потому что это фигура «соловьевского типа». Под таким типом общественно-государственного деятеля я понимаю человека бескорыстного, одаренного способностью руководить, честного и человеколюбивого, но пришедшего во власть с одной-единственной целью: совершать христианские поступки.
Я другого такого человека не знаю, и думаю, что их не существует. Но в том-то и дело, что сам факт того, что он был и есть, говорит о том, что всё, что мы наблюдаем на «властном уровне», перечеркивает напрочь и навсегда все принципы и установки такой дисциплины, как кратология — наука о власти.
Наука утверждает, что во власть люди приходят исключительно с корыстными целями — воровать, и придя во власть, они делают всё, чтобы их воровство носило законный характер, обставляя всё таким образом, чтобы не вызывать ярость и презрение, а наоборот, терпеливое молчание у своего народа.
Ни один известный мне общественный или государственный деятель, пришедший во власть после Второй Мировой войны (в маленьком ли государстве, или Великой Державе) не допускал в истеблишмент ни одного человека, который в той или иной степени не был бы отмечен указанными обстоятельствами.
Один мой коллега возразил мне, сказав: «Ты ошибаешься, был президент Кипра — Макариос III, который почти 20 лет был у власти и не грешил». Не потому, что был главой православной церкви, а потому, что не имел родственников.
Что же, по вашему получается: если у политика нет родственников, он не грешит? Дело не в родственниках, ведь их не было у Талейрана, например, но он их «нарисовал», оставив всё супруге своего нелюбимого племянника. Талейран был владельцем состояния, равного любимой им Франции, которой он служил при пяти правительствах, одно другое исключающих — от Наполеона до Орлеанской династии. При последней он был послом в Лондоне.
В нашу современную эпоху трудно следовать заветам В.С. Соловьева, поэтому Хосе Мухика и остаётся единственным лучезарным светилом на политическом небосклоне мировой цивилизации. Вокруг столько соблазнов! Ну как тут уж не пойти против своей совести?
Не могу не процитировать одного запрещённого немецкого автора: «Совесть — химера, которую придумали евреи». Хосе Мухика был самым любимым президентом латиноамериканской страны Уругвай и отличился тем, что совесть у него была.
Он не только отказался от президентской зарплаты 12500 евро в месяц, но и от поста сенатора, когда ушёл в отставку. Самое поразительное для меня — он отказался от пенсии и взял себе ровно столько, сколько получаю я — нищий бывший профессор в России. Всю разницу между небольшой суммой, которую бывший президент оставил себе и любимой собаке, которая находится на его иждивении, он отдавал психиатрической больнице или на другие благотворительные цели. Вся его деятельность как лидера Уругвая изобилует актами милосердия, человеколюбия и толерантности.
Почему другие, в том числе президенты той же страны после него, не следовали его заветам?
Хосе Мухика живёт не просто в скромном доме (я видел фотографии его жилья, которое, к сожалению, напоминает моё), рядом с ним находится роскошная «усадьба» — собачья будка, в которой сибаритствует его трёхногий любимый пёс Мануэла. Вот пса бывший президент самолично кормит трижды в день и лично покупает любимому существу продукты. Похоже, что собака живёт лучше, чем многие граждане даже моей богатой страны — она, по крайней мере, имеет обильное трехразовое питание.
Единственное имущество президента не самой последней и бедной латиноамериканской страны — автомобиль «Жук», старый Volkswagen, купленный за $1’500. Мухика хранит квитанцию как реликвию, чтобы показать, что он обладатель такого значительного имущества.
«Либо Вы счастливы, обходясь малым и не нагружая себя сверх меры, потому что счастье внутри вас, — говорит он, — либо у вас ничего не выйдет».
Об этом человеке можно говорить бесконечно долго, преклоняясь как перед масштабом его личности, так и перед его взглядами, мировоззрениями и принципами.
Нет российского политика, который мог бы так жить и делать добро одновременно. Оттого В.С. Соловьёв так непопулярен в российском бомонде, а его учение неизвестно и не изучается ни в школах, ни в большинстве специализированных ВУЗов страны.