Заявление Ангелы Меркель, что пандемия коронавируса пришла неизвестно откуда, и в ее появлении никто не виноват, произвело истинный фурор в Европарламенте. Лидер фракции либералов — представитель Румынии Чолош резко отреагировал на выступление немецкого лидера, потому что уверен, что немецкая точка зрения неверна.
Испания представлена во всех фракциях Европарламента, но меньше, чем в других — во фракции либералов. Наибольшее представительство у Испании — во фракции социал-демократов, но и они были удивлены выступлением немецкого канцлера.
Взяв на себя миссию строителя Европы, Германия со времён великого Бисмарка, строит под разными соусами и проектами концепцию регманоцентристской Европы. Всё это укладывается в доктрину Германии, сформировавшуюся в эпоху Вильгельма II и продолжающейся в той или иной форме по сей день.
Насколько Испания может быть удовлетворена и согласна со всеми этими «чудачествами» своего германского патрона? Надо признать, что прогерманские настроения в Испании всегда были очень сильны. Я подчёркиваю: именно прогерманские, а не пронацистские или про- какие-то ещё идеологические воззрения.
Испанский политический истеблишмент рассуждает приблизительно так: нам предстоит какое-то время быть инсайд-лук, погружёнными в свои внутренние дела в силу обременительных внутриполитических проблем, поэтому лучше находиться под покровом, под зонтиком экономически сильного старшего германского брата, а не энергично выходить на мировую арену с самостоятельным международно-политическим проектом.
Главным «закопёрщиком» такой точки зрения был Хосе Ортега-и-Гассет, прославивший испанскую концепцию германоцентризма на весь испаноговорящий мир.
Хосе Ортега-и-Гассет — блестящий интеллектуал, энциклопедист, основатель рациовитализма. Он был депутатом-социалистом и, в силу понятных причин, был изгнан из Испании с приходом к власти Франко. Однако, в 1939 году философ вернулся в Испанию и жил здесь до своей смерти от тяжёлой многолетней болезни в 1955 году.
Главной заслугой испанского мыслителя стало то, что он заложил концептуальную основу современной европейской испанской внешнеполитической концепции. Она с теми или иными оговорками признаётся всеми без исключения политическими силами Испании и поныне.
Эта концепция присуща и нынешнему правительству Педро Санчеса — Пабло Иглесиаса, как ни странно. Почему как ни странно? Потому что Хосе Ортега-и-Гассет — весьма консервативный политический и общественный деятель Испании. А нынешнее правительство — самое левое за весь послевоенный период.
У Испании нет другого пути для достижения экономического, политического и иного благополучия, кроме как «вырваться из пут» устоявшихся доктрин и воззрений прежних лет. Настоятельный императив для всего истеблишмента Испании сегодня — это её новый, свежий взгляд на Восточную Европу и на страны Нового Света. Обратите внимание, что и в первом, и во втором случае ключевое слово — «новый».
Если не освежить, не вдохнуть в старые меха молодое вино, Испания будет топтаться на месте. Если у неё и будут какие-то позитивные подвижки, то очень незначительного, конъюнктурного характера. А она находится на переломе, ей надо на что-то решаться: «или пан, или пропал». Надо взяться за ум и перестать профитировать на своем прогерманском курсе, но развивать отношения с востоком Европы, прежде всего, с Россией, и поднимать на новый уровень свои отношения с Латинской Америки. Прежде всего, со странами среднего уровня развития латиноамериканского континента, не оставляя вниманием такие страны, как Гватемала, Гондурас, Никарагуа. До таких стран, как Мексика, Аргентина, Бразилия руки ещё дойдут…
У Испании нет другой альтернативы, кроме как перераспределить свои ресурсы в пользу «новых старых рынков» Восточной Европы и Латинской Америки. Это те зоны стратегических интересов Испании, которые дадут немедленную отдачу и всеобъемлющий профит.
Возвращаясь к разговору, с которого я начал. Ангела Меркель утверждает, что природа пандемии не искусственная, а естественная. Это отражает выгодный для немцев внешнеполитический курс и говорит о том, что Германия не хочет вступать ни в какие пререкания со своими американскими партнёрами, а тем более со связкой Россия-Китай. Германии сейчас это не удобно. А у Испании-то есть свои интересы!
Она стоит перед лицом других двух зон многочисленного (37 стран) латиноамериканского континента, ждущего от Испании самостоятельных действий всё ещё не задействованной испанской внешнеполитической доктрины регион-Восток Европы. В этих странах мнения о происхождении коронавируса разные, и зачастую они уверены в искусственном происхождении пандемии, поддерживая точку зрения США и обвиняя в происхождении коронавируса лаборатории по его исследованию, прежде всего расположенные в Китае.
У Испании должна быть своя собственная точка зрения по всем вопросам, включая такие злободневные, как пандемия коронавируса, модернизация экономики Европы, развитие мировой экономики, охрана окружающей среды, борьба с бедностью. Ей не всегда по пути с теми интересами, которые продвигает в Европе Германия.