Эпоха, в которую мы сейчас живём, выявила, на наш взгляд, две очень важные проблемы. Первая — проблема отрыва властных структур от общества (сегодня пропасть, которая лежала между властью и общества, превратилась в сущую бездну). Вторая, над которой тоже следует серьёзно подумать — это взаимодействие в XXI веке, в эпоху Четвёртой технологической революции, глобальных международных отношений, мировой экономики и глобализации как таковой. Режим взаимодействия между властными структурами, если это не касается проблем мира и войны, оставляет желать лучшего.
Начну со второго вопроса. Сразу хочу обозначить, что предметом и форматом моих размышлений является Испания, и понятно почему: я — единственный автор в Европе, который ежедневно ведёт рубрику российско-испанских отношений. Другого просто нет.
Сегодня поступила информация о том, что девять бортов ИЛ-64 прибыли в Италию. В страну привезено медицинское оборудование, медикаменты, логистические предметы — палатки и прочее для оказания экстренной помощи, направленной на противодействие все ещё продолжающейся в Италии пандемии. Предполагается, что помимо оборудования и медикаментов и технических грузов в страну прибудут специалисты по химзащите, радиоактивной защите, а также профессионалы из войск по противодействию бактериологическому оружию.
По сообщениям Коррьеры де ла серра, представители Вооружённых сил России (общее их число не указывается) будут размещены в 17 точках — пунктах дислокации. Всего ожидается 14 бортов, и оказание помощи будет происходить «под ключ».
Сразу хочу сказать, что было бы полезно такую же помощь оказать и соседней Испании, причём не затягивая с этим, и, может быть, даже в краном масштабе, чтобы не доводить положение в стране до того же состояния, что в Италии, которая уже по двум показателям — числу инфицированных и скончавшихся — превзошла Китай.
Зачем ждать? Ждать не надо. Тот, который может помочь, да ещё бескорыстно, должен предложить такую помощь. Надо принимать такую помощь, дабы не стало ещё хуже. И чем скорее, тем лучше.
Уверенности в том, что у российской стороны есть вакцина от нового коронавируса и все необходимые для его лечения препараты — вопрос не совсем ясный. Пресса ничего об этом не говорит. Но хочется верить, что помощь должна быть все же действенной и полезной. Думается, что это так — иначе премьер Джузеппе Конте не согласился бы на такой «мирный десант», да ещё в мирное время.
Ясно одно — страна Путина в очередной раз демонстрирует свою «эффективность» и «собранность» в международных делах, особенно когда это касается мобилизационных способностей вооружённых сил России. В субботу состоялся разговор итальянцев с верховным правителем страны, а в понедельник уже произошёл «мирный десант».
Итальянская сторона была откровенно ошарашена от такой российской прыти . Так и хочется сказать: «Действовало ли бы ведомство Татьяны Голиковой, например, в социальной сфере, с такой оперативностью и эффективностью, как ведомство Сергея Шойгу в международных делах!».
Шутки шутками, но эпизод с мирным десантом в Италии говорит о том, что российское руководство способно действовать весьма быстро и эффективно, когда захочет. Миф о том, что Россия долго запрягает, но быстро ездит, в очередной раз развеян, так как он касается военного ведомства России, которое всегда бывает на высоте благодаря высокому сознания и чувству долга, хранящемуся, как чаша Грааля, в недрах патриотического ведомства.
Испания ждёт, Испания думает об этом, Испания присматривается. Я думаю, что никакого унижения для вооружённых сил Испании и для государства здесь нет и быть не может, ведь речь идёт о жизни и здоровье граждан.
Однако вернемся к нашим баранам — revenons à nos moutons. Кризис показал и то, что разрыв между властью и обществом (причём не только в Испании, кстати говоря, в Испании меньше, чем где бы то ни было) не только не сокращается, но и растёт в геометрической прогрессии.
Вчера я прослушал замечательное видео, где знаменитая испанская оперная певица, стоя на балконе со своим малолетних сыном, держащим в руках усилитель звука, в голос исполняет знаменитую арию из «Лючии де Ламмермур» под громкие аплодисменты и крики «Браво! Бис!». Власть видит эти эпизоды человеческого общения, отслеживает их, настороженно рефлексирует, и, конечно же, пугается. Ведь это общение от балкона к балкону, от форточки к форточке, от окна к окну не предусмотрено властями, а оно происходит. Вот оно. Оно есть.
Город — большая агломерация зданий, где строения стоят близко друг от друга, и люди на противоположной стороне улицы могут глаза в глаза видеть друг друга. Хотят власти этого или нет, но общение идёт, и оно интенсивно и, конечно, оно сплачивает.
Одна такая ария делает больше, чем 100-тысячный тираж «агитки» или репортаж знаменитого телеведущего с места событий. Искреннее человеческое общение не может быть заменено красивым суррогатом или фальшивой листовкой.
Власть сама не рада тому, что она сделала. Она-то ведь как хотела запереть людей в домах под видом беспокойства за своих любимых чад, чтобы самой крутить чем угодно как угодно и возможно дольше. В первую очередь, всеми процессами материального свойства: учёные-аналитики прогнозируют по окончании эпидемии нового коронавируса от 1000 до 5000 новых миллиардеров по всему миру.
Интересно, что и в России Счетная палата в прошлом году выявила 884.5 миллиардов рублей не учтенных бюджетных средств, направленных различными структурами на не предназначенные для них цели. Как сообщают источники, в казну вернулось лишь 4.5 миллиарда, а куда делись остальные 880 миллиардов — известно только, по неподтвержденным данным, узкому кругу должностных лиц (аудиторам Счётной палаты, сотрудникам прокуратуры и т.д.). Хочу напомнить, что речь идёт о сумме, сопоставимой с бюджетом средней европейской державы, например, Чехии.
Опасения общественности состоят в том, что пока суть да дело, гражданское общество «выведено из оборота», властные структуры не контролируются общественными надзорными органами. Они не только могут позволить себе некоторые шероховатости в реализации ряда непопулярных мер, а в ряде случаев и торпедировать социальные завоевания, давшиеся населению «большой кровью».
Несколько нобелевских лауреатов по экономике, в частности, из числа сотрудничавших с МВФ, отмечают, что кризис, который наступит в мировой экономике по завершении пандемии, будет кратно сильнее кризиса 2008-2009 годов и приведёт, возможно, к серьёзным социальных потрясениям в ряде крупных стран юга Европы, где, как считают они, демократические формы государственности не столь развиты, как на севере континента.
Наши читатели — люди подготовленные, знающие. Как правило, это люди со знанием 2-3 иностранных языков и с высшим образованием. Роль образованного класса в эпоху пост-пандемического периода будет чрезвычайно востребована. Их роль возрастёт, и их голос будет более отчётливо слышаться как обществом, так и властными структурами. Да, тех самых образованных людей, которые и без нашего напоминания во внезапно высвободившееся свободное время будут много читать и, наконец, придут к своему мнению о том, что же такое время «Ч» как в период пандемии, а тем более после неё.