Вспоминаем Лучано Паваротти. Зачем человеку искусство?

Лучано Паваротти

Искусство, как и наука — яркое проявление цивилизации. В его истории случаются промыслительные события, как это было 7 августа 2007 года, когда в больницу попал выдающийся голос эпохи — Лучано Паваротти. Певец уже не вышел из учреждения — у него была неизлечимая стадия рака, но с тех пор мы храним память о нём.

Лучано Паваротти — удивительное явление всех времён и народов. Это человек, который, с моей точки зрения, не только преобразил технику вокального искусства (звукообразующие голосовые связки его — потрясающее явление мировой вокальной культуры), но и на протяжении 25 лет вел особую вокальную культуру, исполняя музыку с такими артистами, как Стинг, Селин Дион и другие парные концерты, привлекавшие интерес к вокальному искусству и опере людей, которые до тех пор были не просто далеки от этого, да и от искусства как такового. Он не только дарил нам свой талант, но и нёс высокую культуру в широкую аудиторию.

Удивительно, что мы живём в эпоху жуткой деградации не просто культуры, а всей российской цивилизации, о которой говорил И.П. Павлов как о самой великой духовной и культурной цивилизации, понимая под культурой силу великой русской духовности, основанной на религиозных и исторических скрепах. Но, может быть, ошибался и он, и даже большевик Луначарский, заставивший Шаляпина петь перед матросами Центробалта и убеждённый в том, что всякому человеку необходимо приобщение к Высокому?

Анатолий Луначарский
Анатолий Луначарский

В ту эпоху, однако, лучшие умы были изгнаны из страны, а оставшимся заткнули рты. Да так, что даже их потомки и поныне боятся их раскрыть. Например, из значительных философов пореформенной поры в стране оставался один Лосев, да и то посаженный в ГУЛАГ и отпущенный на волю лично Сталиным, пожалевший старика быстротечно слепнувшего инвалида по зрению.

Тот факт, что у людей отбили естественное желание и стремление к высоким образцам культуры и искусства — целиком вина властей, запутавшихся в своих хитросплетениях —  сложных отношениях с богом мамоном, доказательством чему служит то, что происходит с культурой и духовностью в стране.

Власти загнали страну в тупиковую ситуацию в смысле цивилизационного развития, заставив поверить широкие слои населения в то, что «три прихлопа и два притопа» достаточны для промыслительного процесса. Главное — поклонение золотому Тельцу и диким химерам. В соответствии с этой целью страну в одночасье стали окружать дикие племена гуннов с безобразными искаженными от злобы масками, изрыгающими ненависть и презрение ко всему русскому.

Вспоминаем Лучано Паваротти. Зачем человеку искусство?
Лучано Паваротти и Брайян Мэй во время совместного выступления с группой Queen

Это ложь, наветы, чистое вранье, что если человеку дать батон хлеба и налить стакан водки он будет счастлив! Почему власти считают, что человек должен быть быдлом — непонятно. Даже тупым бюрократам выгодно, чтобы народ был образован и стал конкурентной средой замшелым, законсервированным механизмам государственного управления.

Другой путь — это Термидор. Ровно поэтому власть и должна заботиться о себе, давая населению не только черствый батон заплесневелого хлеба, но и порцайку культуры. Человек должен дышать искусством не одной ноздрей, а всей носоглоткой и полной грудью.

Хочу напомнить, что человек может обладать пятью образованиями, но быть некультурным человеком. А ему это необходимо потому, что только культура позволит ему объемно воспользоваться знаниями, полученными от своих учителей.

Вспоминаем Лучано Паваротти. Зачем человеку искусство?
Памятник Лучано Паваротти

Специалисты говорили мне о том, что в музеи, театры и на концерты ходит 30% населения, и это максимум, так как люди не имеют тяги к искусству, тем более к классическому.  Я думаю, что исследования, относящиеся к политическому классу страны никогда не проводились, и понятно почему. Если диктант по русскому языку показал, что российское чиновничество напрополую неграмотно, то можете себе представить, о какой тяге к искусству может идти речь.

Моя бабушка Анна Васильевна Павлова с юмором рассказывала о своей подруге (с судьбой Анки Пулеметчицы) — жены крупного разведчика-нелегала в США, которая как-то однажды абсолютно серьёзно на одном из концертов в Большом зале Консерватории спросила её: «Скажите, а зачем оркестру дирижер, когда у них и так перед глазами партитура?»

Гармонично развитая личность — это не тот, кто смотрит в рот начальству и послушно кивает в ответ на каждый чих тупой образины, а тот, кто наслаждается высокими образцами культуры и через это дарит окружающим положительные эмоции и промыслительные действия.

Вы можете представить себе, чтобы после концерта Лучано Паваротти, после его известной кантатой Нессун дорма в Турандот кто-то пойдёт и будет убивать людей? Или после сюиты Перголези или Вивальди кто-то изобьёт жену или задушит малолетних детей?

Таких примеров как Лучано Паваротти в мире единицы, но это не значит, что Россию надо закрыть на замок и отделить от достижений в области искусства. Самим россиянам тоже есть, что показать и чем поделиться. В этом и есть промыслительность общецивилизационного процесса. Все социальные, социально-политические конфликты пройдут. Как говорил Соломон, «И это пройдёт тоже!».

7 августа 2007 года Лучано Паваротти попал на операционный стол и через короткое время скончался. Было ясно. что спасти его нельзя. После его ухода мир понял, чего лишился.

За 400 лет до н.э. умер Александр Македонский, оставив миру великую цивилизацию, ценности которой подхватили древние римляне и понесли в мир. Связь между цивилизациями всегда смыкалась и была непрерывной.

Когда ты слышишь музыку, видишь красоту человеческих тел в балете, глубокую живопись, ты забываешь о том, что ты — биологическое существо, и становишься частью небесного мира и забываешь, что ты сейчас включишь телевизор и увидишь лица, которые будут нести тебе зло и отрицательные эмоции и чем-то сокращать тебе жизнь.

Мне в жизни посчастливилось быть лично знакомым с двумя из трёх теноров — Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, причём я всегда отмечал неповторимость каждого из них. Оба испанца удостоили меня публичной песни, а Пласидо Доминго даже исполнил «Из Сантурсе в Бильбао» в голос на моей малой родине — у Никитских ворот.

Жаль, что с Лучано Паваротти познакомиться не удалось. Для меня его голос даже в синтетическом варианте (по телевизору или на диске) звучит как глас небесного существа, обращенного именно ко мне. Так ощущает его голос каждый, кто слышит.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку