Вторжение в Венесуэлу частных военных компаний США (Silvercorp USA), приглашенных оппозицией страны, не удалось. Армии Мадуро удалось оказать достойное сопротивление и пресечь попытку свержения власти. Восемь военных были убиты на месте, остальные 17 попали в плен, военная техника захвачена. Собственно американских военных, принимавших участие в операции, было двое — они её возглавили. Это дало основание генпрокурору Венесуэлы обвинить военных США в терроризме.
Попытка высадки военных была на редкость неудачна. Среди 17 человек, захваченных венесуэльскими военными, оказались 34-летний Люк Александр Денман и 41-летний Айран Берри, воевавшие в Ираке (источник — Washington Post). Паспорта американских спецназовцев с гордостью были предъявлены по венесуэльскому телевидению самим президентом страны. «Во главе американских наёмников находился явно не Джордж Вашингтон», — съязвил Николас Мадуро, похваляясь своими военными достижениями.
Венесуэла запросила международный ордер на арест бывшего медика армии США Джордана Гудро, который, по информации спецслужб страны, организовал и обучил наемников, а также двух венесуэльских эмигрантов-политиков, помогавших ему в этом.
Гудро воевал в Ираке и Афганистане и затем основал Silvercorp USA — ту самую ЧВК, которая организовала вторжение (источник — CNN). Мадуро заявил, что за ним стоял никто иной как лично президент США и его ставленник лидер венесуэльской оппозиции Хуан Гуайдо, заплативший за неё ЧВК США $212 миллионов из средств, изъятых американцами со счетов нефтяной госкомпании PDVSA.
Дональд Трамп поспешил откреститься от кампании, которая была ему явно не кстати в преддверии выборов: «Это явно не были мы, — сказал он, — Если бы мы предприняли такой шаг относительно Венесуэлы, то это точно закончилось бы иначе. Военных поймали ещё до того, как они сошли на берег. Да и если бы я захотел свергать венесуэльский режим, то не делал бы из этого тайны, и послал бы армию, а не группу людей. Вот это можно было бы назвать вторжением».
По причине того, что вторжение в Венесуэлу не было выгодно для страны и нарушало переговорный процесс, демократы из Сената (Комитета по международным отношениям) потребовали от администрации Трампа разъяснений. Вероятно, нынешний скандал будет иметь серьёзные внутриполитические последствия. Тем не менее, госсекретарь США Майк Помпео заявил, что правительство США будет «использовать все имеющиеся средства, чтобы вернуть военных обратно».
Вторжение в Венесуэлу — давняя мечта американцев, охотящихся за крупнейшими в мире запасами углеводородов. Попытка сделать это началась очень давно. Сначала была попытка осуществить это на правительственном уровне: ещё в 2002 году американцы нацелились на против Уго Чавеса, в 2015 году и в январе-апреле 2019 года — уже на Николаса Мадуро. Инициатором последней попытки свержения власти был советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Но эта попытка провалилась, с официальным вторжением не получилось.
Тогда проблема спустилась уровнем ниже. В конце апреля 2020 года бывший «зелёный берет» — американский военный и глава ЧВК запланировал силами небольшого ополчения высадиться на берег Венесуэлы и вызвать всеобщее восстание, но затем якобы отказался от намерения. Подробно его планы ещё 1 мая 2020 года были опубликованы Ассошиэйтед Пресс, и они напоминали «кубинское вторжение» 1961 года. Пару дней спустя после публикации была предпринята сама попытка. Чем она закончилась — мы уже знаем.
Версия американцев состоит в том, что контракт с ЧВК был контрактом не на вторжение в Венесуэлу, а на разведку, и Гуайдо не имел к нему никакого отношения. В её поддержку делаются многочисленные видеопризнания участников заговора. Но эта версия вступает в противоречие с другими фактами, в том числе с распространенным в Интернете признанием Денмана о том, что ему было поручено захватить Мадуро.
В любом случае, схваченных американских военных, осуществивших вторжение в Венесуэлу, будут судить. Генеральный прокурор Венесуэлы Тарек Уильям Сааб заявил, что сотрудникам ЧВК было предъявлено обвинение в «терроризме, заговоре, незаконном обороте оружия войны и создании преступного объединения», и каждому теперь грозит по 25-30 лет тюрьмы. Хуану Гуайдо, несмотря на шумную риторику, обвинения в организации и соучастии не были предъявлены.