В Каталонии победили «каталонские националисты», но победили мирно и согласованно. По предварительным опросам и экзит-полам, победу на выборах в этом регионе Испании одержали представители временной коалиции «За независимость Каталонии».
Незабвенный Леонид Григорьевич Истягин — бывший главный редактор издания ИМЭМО РАН «Проблемы мира и безопасности», в котором я сотрудничал почти 25 лет, и автор одного из самых удивительных политтехнологических изобретений — «Движения зелёных» в Европе, хвалил меня за знание этно-региональных проблем этого региона «изнутри». Для него было чрезвычайно важно понимание региональных проблем при анализе событий.
К сожалению, этого выдающегося учёного (наряду с В.Н. Шенаевым, Г.И. Мирским), стяжавшего славу бренда советсткой и российской науки по мировой экономике и международным отношениям, уже некоторое время нет с нами. А его место никто так и не смог занять.
Российская наука обеднела не только кадрами, но и способностью объективно анализировать реальные чувствительные проблемы мировой политики, но и текущие насущные проблемы крупнейших европейских стран. Для этого В.Н. Шенаев с 1985 по 1988 годы, уже в рамках ИМЭМО, создал целую группу региональных исследований, которую он затем преобразовал в маленький институт, получивший статус Центра Средиземноморских и Южноевропейских исследований в рамках смежного института того же Отделения РАН. Я имел счастье и удовольствие возглавлять его 9 лет.
Сегодня остаётся всё меньше учёных, занимающихся этой проблемой. Объективно говоря, иной раз даже журналисты правильнее учёных специалистов по этнорегиональным проблемам угадывают верную тональность и тренды в очень серьёзных и сложных проблемах этнорегиональной реальности Евросоюза.
То, что российская печать не освещает региональные проблемы мира и Европы, не означает, что их нет.. Если болит зуб, то бесполезно человеку говорить, что зуб в порядке. Боль-то нарастает.
Удивительным образом попал в цель великий президент США, назвав главную проблему, предшествующую Второй Мировой войне в странах Западной Европы. Он буквально сказал: «То, чего нам точно не надо бояться — это страха!». Франклин Делано Рузвельт — великий президент США не потому, что он единственный в своем роде четырежды победил на выборах, а потому, что трудно найти аналог тому, сколько этот персонаж сделал для своего народа в Новой истории.
Верховный правитель России вчера всенародно заявил очередной перл. Он сказал, что массовые выступления последнего времени объясняются большой усталостью народа.
Глубину мысли и масштаб мировоззрения выдающегося вождя нации мы давно уже не способны переоценить Тут вопросов нет. Дело в том, что «вождь и учитель» забыл сказать, о какой точно усталости идёт речь. Если речь идёт об усталости от него и его правления, то пусть он не сомневается: мы готовы терпеть его в любом качестве, пусть даже в качестве императора Вселенной, но только при одном условии: если он будет находиться за счёт казны на Каморских или Багамских островах в самом роскошном бунгало, попивая мохито или дайкири и наслаждаясь красотами океана и пальмовых кущ.
Если речь идёт об усталости от насилия властей, бюрократии и пренебрежения к личности, то об этом в лицо и без экивоков как ему, так и Сергею Лаврову, сказали от имени мирового сообщества все лидеры мира: от экономического блока до политического. 147 миллионов россиян имеют столь же определённое мнение на этот счёт, так как буквально ни одно событие в стране не проходит без торпедирования со стороны властной вертикали. В экономической ли сфере, в социальной ли, в моральной ли или политической.
Удивляет только одно: почему Русская Православная Церковь вразумляет только народ, но не делает того же самого в отношении властей. Почитайте послание Патриарха Тихона от 1918 года. Я сделал бы его Конституцией страны. Оно чётко говорит о том, что все беды и страдания народа проистекают исключительно из недоумия властей.
Пример Каталонии — это пример современного «гандизма» — мирного решения немирных проблем. Ведь выход Каталонии из Испании — это проблема, чреватая пролитием большой крови. Это понимают и каталонцы, и жители остальной Испании. Ввод войск для подавления «сепаратистских настроений» был реальным планом федеральных властей и не был осуществлён только потому, что вмешались левые партии, в первую очередь — ИСРП и Подемос. Католическая церковь Испании также не поддержала силовой путь решения вопроса.
Крупная буржуазия — банки, финансово-промышленные группы как со стороны Испании, так и Каталонии (здесь за сепаратизмом стоит крупная буржуазия) не возражали против силового разрешения «каталонской проблемы».
Сегодня беспрецедентный случай. Если то, что пишет пресса, правда — 43% проголосовавших в Каталонии выступили за мирный и согласованный выход (наподобие Брексита) региона из экономической ткани испанского экономического пространства, то это далеко не худший вариант по сравнению с тем, что может быть в случае нарастания социально-экономического кризиса в Испании и ухудшении падения инвестиционных поступлений.
Испания как никогда сегодня страдает от двух нерешенных проблем: социально-экономической проблемы и проблемы повышения производительности труда. Ставка делается на рост инвестиций и развитие инновационных секторов. Каталония «попридерживается» властями как некий выхлопной клапан, когда первые две проблемы в своей неразрешенности «зашкаливают».