Закончились выборы в Испании, выборы в испанский Парламент. Эти выборы были отмечены несколькими неожиданностями. Нельзя сказать, что эти неожиданности были совсем не ожидаемы, они скорее были предполагаемы. Но как всегда бывает — наступив, они стали сенсацией.
Две главные черты выборов в Испании — это изменение (достаточно радикальное) политического ландшафта страны и (более значительно) то, что итоги испанских выборов нужно смотреть через фокус выборов в Европарламент.
Теперь всё по порядку. Начну со второго обстоятельства, которое требует более детального описания и более глубокого осмысления.
Здесь важно отметить, причём сразу, что нынешние выборы в Европарламент должны дать тренд на выборы стратегического курса Евросоюза на кратко-среднесрочный горизонт прогноза. Дело вот в чём. Сейчас идёт дискуссия о том, кто же станет у руля Евросоюза на ближайшую легислатуру, и куда пойдёт Евросоюз в своём главном стратегическом режиме — вглубь или вовне. То есть, будет ли Евросоюз (и бросит ли он на это все силы) укреплять свою внутреннюю структуру (в свете последних событий с Брекситом и вообще с центробежными и центростремительными тенденциями), или ЕС сосредоточится на так называемом броске на восток, видя в развитии своего восточного направления неминуемый и быстрый экономический рост и укрепление своих геоэкономических позиций.
Главным образом вокруг этой дихотомии идёт основная борьба между двумя основными тенденциями в руководстве ЕС. С одной стороны, выступают силы, стоящие за консерваторами и неоконсерваторами. С другой — наступает довольно размытый, но очень широкий фронт левых и левоцентристов.
Грубо, приблизительно и схематично, но при этом достаточно близко к описанной проблематике, расстановка сил выглядит следующим образом. За главное кресло в Евросоюзе, которое сейчас занимает Жан Клод Юнкер, борются два соперника: от первой группы — г-н Вебер, от второй свою кандидатуру выставил Франц Тиммерманц.
Не представляется возможным, да здесь это и не очень уместно, описывать все хитросплетения межфракционной борьбы в Европарламенте. Чересчур путано и нечётко она выглядит до выборов. Но важно то, что от расстановки сил в Европарламенте станет ясно, чья чаша весов перевешивает на ЕС-овском Олимпе. Пока ситуация выглядит 50:50.
Вот тут-то и важны итоги выборов в Испании. Другими словами, выборы в Испании, их итоги выглядят как своего рода праймериз для будущей расстановки сил в Европарламенте. Ведь от того, кто победит в этой пиренейской стране, станет понятно, кто побеждает в Европарламенте в целом. А отсюда и вытекает, кто займёт главное кресло в Евросоюзе.
Итак, что мы видим на сегодняшний день в Испании после подсчёта трёх четвертей голосов на выборах в кортесы (испанский парламент)? Здесь мы наблюдаем целый ряд сенсационных элементов, но об этом чуть позже… Главный итог испанских выборов — консолидированная совокупная победа левых сил.
На 11 утра по Москве Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП, левые социал-демократы) получила 126 мест в парламенте. Вторая левая партия после ИСПР («Мы победим!») получила 35 мест. Левым, то есть правящей Испанской социалистической партии предстоит непростая, но вполне осуществимая задача сформировать впоследствии широкое левое коалиционное правительство с участием партии «Мы победим!».
В эту коалицию также могут войти представители каталонского меньшинства в парламенте, или представители Страны Басков (возможны и другие, более экзотические варианты расклада). Но ясно уже сейчас, что неофранкистским силам дан сокрушительный отпор, и удар был нанесён такой силы, что Народная Партия, бывшая у власти 11 лет, потеряла почти вдвое посадочных мест в парламенте.
Досужие разговоры некоторых наблюдателей о том, что правые не так уж сильно и пострадали — ведь-де набрали хорошее число мест неоконсерваторы — «Граждане», а также впервые в парламент прошла ультраправая партия «Вокс»(ультраправые в парламенте не были представлены в последние 40 лет). Все эти рассуждения не выдерживают критики по той простой причине, что сама-то партия — «народная» — потеряла свои арифметические значения не просто так, а распылила свой электорат, который собрать будет им тяжело, если не сказать невозможно на обозримую перспективу.
Итак, главный итог испанских выборов — несомненная и сокрушительная победа левых сил, так как им (левым) предсказывали очень мрачные прогнозы, вплоть до сокрушительного поражения и прихода к власти вновь дискредитировавшей себя партии консерваторов.
Итак, продолжим мысль, с которой мы начали наше размышление — вернёмся к идее об испанских выборах как праймериз для выборов в Европарламент. Здесь главный тезис должен быть следующий — несмотря на некоторую (это справедливое замечание следует принять) поляризацию политического ландшафта в Испании, нужно констатировать однозначную победу левых, и в этом смысле мы вправе сделать прогноз и относительно результатов выборов в Европарламент — он в той или иной степени будет напоминать выборы в Испании.
Другими словами, результаты выборов в Европарламент, скорее всего, покажут положительные результаты для левых и левоцентристских сил, которые (предположительно, с высокой степенью вероятности) приведут к победе кандидата условного левого блока в Европарламенте, вице-премьера Евросоюза социалиста Франца Тиммерманца.
Европейские социалисты всегда были еврооптимистами. Они были главными строителями Евросоюза, и всегда делали акцент на внешнеэкономической стратегии своей интеграционной группировки. Именно европейские левые всегда выступали больше, чем правые, за налаживание отношений с европейским Востоком, прежде всего с Россией и странами СНГ.