Выборы в Венесуэле кончатся войной, но РФ может её спасти

Астахов Евгений Михайлович и Платошкин Николай Николаевич

Выборы в Венесуэле только на первый взгляд завершились победой действующего президента страны Николаса Мадуро, набравшего 68% голосов избирателей. Это совсем немного с учётом низкой явки населения (46%). Противник президента Энри Фалькон (губернатор штата Лара) получил 1.8 млн голосов. Ещё вчера, не дожидаясь объявления результатов голосования, последний обвинил власти в подкупе избирателей. Позицию по непризнанию выборов высказала «группа Лимы» (президенты Чили, Аргентины, Мексики) и Канада.

Пока основным действующим внешним фактором являются США. Подготовка американцев к беспорядкам началась ещё в феврале 2018 года, со времени путешествия госсекретаря Тиллерсона. Тогда был создан антивенесуэльский блок.

Российские эксперты говорят о том, что сложная ситуация с прошедшими в Венесуэле выборами кончится войной; невеселые перспективы различаются только характером предстоящего противостояния. Будет ли оно политическим или вооруженным, внутренним или международным – это предмет дискуссий, но исход венесуэльского кризиса покажет только время.

Главный театр военных действий расположен в самой Венесуэле, где после смерти Чавеса отсутствует сильный лидер. У преемника Уго Чавеса Николаса Мадуро нет большой поддержки внутри страны. Как пояснил нам заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Н.Н. Платошкин: «С одной стороны, страна сталкивается с противодействием США, с другой – Венесуэле нужно что-то делать с экономической политикой. Вроде бы, режим пользуется поддержкой половины населения, но именно эти люди, бывшие опорой Уго Чавеса, небогатые и неспекулянты, перестали понимать правительство. Враги режима с каждым днём живут всё лучше, а они – всё хуже. Это напоминает последнюю фазу Перестройки, когда официально говорилось о социализме, а в реальности уже появились кооператоры». Бюджетники в Венесуэле получают зарплату, на которую можно купить килограмм мяса.

Эксперт убеждён, что страна сможет стабилизировать экономическую ситуацию, но только при помощи России.

Николай Николаевич Платошкин видит экономический вариант выхода из кризиса, на который понадобится $2-3 млрд и 3-4 месяца: «На мой взгляд, наши национальные интересы заключаются в поддержке дружественного нам режима. Другой вопрос – как это сделать? В Венесуэле есть только финансовые проблемы. Для проведения экономической реформы, для поддержки новой валюты потребуется стабилизационный фонд в иностранной валюте, и на первое время нужна товарная масса, чтобы новые деньги не обесценились как старые. Россия за $1 млрд провела рефинансирование всех венесуэльских банков, и сумеет помочь провести нынешнюю реформу». Самое серьёзное испытание, которое может ждать этот сценарий – возможный (вероятный) американский запрет на экспорт нефти: «Если нам действительно перекроют рынок, то да, но если нет – это выгодно». Помощь России братской стране будет взаимовыгодной, мы сможем поставлять в Венесуэлу зерно и мясо.

Учитывая сложившуюся ситуацию и личный опыт, Евгений Михайлович Астахов (профессор МГИМО и бывший Посол России в ряде стран Латинской Америки) ожидает четыре сценария дальнейшего развития ситуации:

  1. Николас Мадуро после победы на выборах сосредотачивает власть в своих руках, вплоть до применения силы, и затем идёт по кубинскому варианту. В этом случае возможна финансовая поддержка режиму со стороны дружественных стран: Китая, Кубы, Никарагуа, Боливии, частично Эквадора.
  2. Политическая элита вынуждает Николаса Мадуро уйти в отставку, роспускает собрание и проводит новые выборы. В этом случае возможна стабилизация при помощи новых кредитов Запада.
  3. Политические силы Венесуэлы могут придти к соглашению и сформировать новое переходное правительство.
  4. Война с интернационализацией конфликта и введением вооруженных сил извне.

Евгений Михайлович говорит о том, что сегодня нет достаточных кадров в руководящем звене Венесуэлы, ему не хватает «политической талии», поэтому многое будет зависеть от внешних игроков.

Как и Николай Николаевич, Евгений Михайлович хотел бы, чтобы Россия нашла средство для решения политической ситуации. «В регионе отчётливый антиамериканизм, там большие возможности для нас, мы можем получать информацию из Латинской Америки на США и Канаду. Надо активнее работать с политическими лидерами, там нужна экономическая работа, многие там очень с большой симпатией относятся к БРИКС», — говорит он. В целом, при наличии рынка для нефти он согласен с благоприятностью ситуации, однако, уточняет: «Мой опыт – латиноамериканцам нельзя давать кредиты, делайте совместные мероприятия».

Поделиться с друзьями
Subscription