Я им напустил немного туману. Дворжак о Симфонии «Из Нового Света»

Я им напустил немного туману. Дворжак о Симфонии «Из Нового Света»

27 сентября 1892 года на североамериканский континент ступил Антонин Дворжак. Ближайшие три года ему предстоит быть директором Национальной консерватории Нью-Йорка, изучать спиричуэл и американские народные традиции, а главное – создать здесь Симфонию «Из Нового Света».

Антонин Леопольд Дворжак (1841 – 1904) – чешский композитор, представитель романтизма, один из создателей чешской национальной композиторской школы.
Антонин Леопольд Дворжак (1841 – 1904) – чешский композитор, представитель романтизма, один из создателей чешской национальной композиторской школы.

По свидетельствам своей большой семьи – у Антонина и его супруги Анны было 9 детей – Дворжак был заядлым домоседом и панически боялся больших городов, скопления людей и суету. В это трудно поверить изучая список гастролей композитора. Девять раз он приезжал в Великобританию, в том числе для премьеры своей Седьмой симфонии в 1885 году. Выступал с гастролями в Москве и Санкт-Петербурге, где принимал овации не только как композитор, но и дирижер – исполнением своих сочинений он управлял сам. Композиторская слава Дворжака в конце XIX века гремела по всей Европе и привлекла внимание активно развивающейся Америки.

Попытки заманить Дворжака на североамериканский континент были настойчивыми. После предложения занять пост директора Национальной консерватории в Нью-Йорке с десятком концертов из его произведений и ежегодного четырехмесячного отпуска, приправленного солидным гонораром, Дворжак сдался.

Национальная консерватория Нью-Йорка, а далее Америки, была основана в 1885 году по инициативе меценатки Жаннетт Тербер. Именно она пригласила Дворжака на пост директора. Три года его работы стали пиком развития учебной организации. Консерваторию просуществовала до 1952 года и была упразднена. Нельзя не заметить, что на посту ректора позже отметился Василий Сафонов. Он покинул Россию и пост ректора Московской консерватории после событий 1905 года и нашел творческое пристанище за океаном.
Национальная консерватория Нью-Йорка, а далее Америки, была основана в 1885 году по инициативе меценатки Жаннетт Тербер. Именно она пригласила Дворжака на пост директора. Три года его работы стали пиком развития учебной организации. Консерваторию просуществовала до 1952 года и была упразднена. Нельзя не заметить, что на посту ректора позже отметился Василий Сафонов. Он покинул Россию и пост ректора Московской консерватории после событий 1905 года и нашел творческое пристанище за океаном.

Прием Дворжака в Америке был пышным. До консерватории он смог добраться только спустя 4 дня после прибытия. Он быстро наладил систему обучения в уже неплохо действовавшей организации, руководил студенческим оркестром и примечал местных талантливых студентов. Из них позднее вырастет национальная композиторская школа.

Сложнее ему давались поиски самобытной американской национальной музыкальной культуры. Он слушал негритянские спиричуэлы, песнопения индейцев на ярмарках, посещал концерты и театры… В итоге Дворжак пришел к выводу, что искать самобытность надо в культуре чернокожего населения. Музыкальный мир эта идея устроила, но полемика в прессе быстро ушла в сферу политики: белое население страны не соглашалось с преимуществом чернокожих или краснокожих в любой сфере, включая культуру.

Мир ждал от Дворжака результата его исследования. Им стала Симфония №9, озаглавленная «Из Нового Света». Американцы, по традиции, устроили из этого события настоящее шоу. За несколько недель до премьеры газеты стали пестреть многочисленными заметками, портретами Дворжака, нотными выдержками, инсайдерскими сведениями.

Титульный лист рукописной партитуры Девятой симфонии. Если быть точными, то порядковые номера симфоний Дворжака нестабильны. Их сперва нумеровали по степени публикации, затем по годам создания. В результате данная симфония может также фигурировать под номером 5.
Титульный лист рукописной партитуры Девятой симфонии. Если быть точными, то порядковые номера симфоний Дворжака нестабильны. Их сперва нумеровали по степени публикации, затем по годам создания. В результате данная симфония может также фигурировать под номером 5.

Саму Симфонию исполняли дважды: дневной благотворительный концерт в день премьеры проводили для малоимущих слушателей. Днем ранее была открытая репетиция для всех желающих. Дворжак не пошел на нее и об успехе Симфонии до официальной премьеры (!) узнал из утренних газет. Зал Карнеги Холла вечером 15 декабря 1893 года был переполнен до отказа. Основная премьера также прошла с оглушительным успехом. Композитора многократно вызывали на поклон и продолжали скандировать его имя даже когда он покинул концертный зал.

Была ли Симфония «Из Нового Света» американской? Какое место в ней заняла традиционная американская музыка? Исследовали с удовольствием находят в ней отголоски Песни о Гайявате, мотивы спиричуэлов и синкопированный ритм как отражение ритмической культуры темнокожих. Все сомнения о происхождении произведения развеял сам Дворжак в переписке с Оскаром Недбалом:

…пропустите чепуху относительно того, что я будто бы использовал «индейские» и «американские» темы: это — ложь.

Симфония №9 была задумана Дворжаком еще до отъезда за океан. В ней вновь, как в других произведения композитора, мы слышим его родную Чехию и Богемию. Он страшно скучал по Родине и был готов плыть обратно «даже в трюме». Он покинул американский берег в 1895 году.

Симфония «Из Нового Света» прозвучит в Большом зале Московской консерватории 2 июня. Другая часть программы не менее заманчива: Третий фортепианный концерт Рахманинова в исполнении Константина Емельянова и «Элегия» из Серенады для струнного оркестра Чайковского. Исполняет Государственный академический Большой симфонический оркестр им. Чайковского, дирижер – Денис Лотоев. Заметим, что премьера Рахманиновского концерта, как и Девятой симфонии Дворжака состоялась в Нью-Йорке.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку