С начала пандемии бары и другие заведения, торгующие алкоголем, сильно пострадали из-за наложенных ограничений, в результате чего продажи и налоговые поступления от алкоголя резко упали. Решение правительства? Организовать конкурс, чтобы найти новые способы, побуждающие молодежь больше пить.
Проводимая налоговой службой рекламная кампания «Да здравствует сакэ!» (Sake Viva!), призывает присылать идеи, как «стимулировать спрос среди молодежи» на алкоголь.
«Отечественный рынок алкогольных напитков сокращается из-за демографических изменений, таких как снижение рождаемости и старение населения, а также изменения образа жизни из-за воздействия Covid-19», – говорится на сайте налоговой службы, где уточняется, что конкурс нацелен на «обращение к молодому поколению… и оживление отрасли».
Конкурс принимает идеи для любых видов японского алкоголя. Прием заявок завершается в сентябре, в октябре финалистов пригласят на экспертную консультацию, а финал состоится в ноябре в Токио. По данным налогового управления, победитель получит поддержку для реализации своей идеи.
Инициативу властей Японии поддержали не все.
«Вы что, издеваетесь? – пишет один из пользователей соцсети. – Держаться подальше от алкоголя – это же хорошо!»
Другие замечают, что правительственному ведомству неуместно поощрять молодёжь к употреблению алкоголя, и, очевидно, кампания не учитывает риски для здоровья и опасность для людей, страдающих алкоголизмом.
Ранее японское Министерство здравоохранения предупреждало об опасности чрезмерного употребления алкоголя. В 2021 году ведомство на своём сайте назвало чрезмерное потребление алкоголя «серьезной социальной проблемой», которая сохраняется, несмотря на замедление потребления.
Минздрав отказался комментировать инициативу правительства представителям СМИ.
Снижение продаж алкоголя в Японии
Япония, наряду с другими странами Азии, наложила жесткие ограничения во время пандемии, закрывая общественные места и сокращая время работы ресторанов.
Особенно сильно пострадали Идзакаи — японская версия паба или таверны: по последним данным Минэкономики страны, с 2019 по 2020 год их обороты сократились вдвое.
По словам министерства, из-за невозможности выпивать алкоголь в общественных местах уровень «потребления в домашних хозяйствах (т.е. дома) значительно вырос».
Однако это не относится к молодежи. По данным министерства, регулярно пьют (т.е. три и более дней в неделю) около 30% людей в возрасте от 40 до 60 лет. В группе от 20 лет таких всего 7.8%.
«Таким образом, из года в год снижение потребления алкоголя ведет к сокращению внутреннего рынка», – говорится в сообщении министерства.
В отчете за 2021 год налоговое агентство заявило, что пошлины на алкоголь были основным источником дохода правительства на протяжении веков, но в последние десятилетия они снизились. В 2021 году от налога на алкоголь Япония получила 8.1 млрд долларов (или 1.7% от общего объема налоговых поступлений) по сравнению с 3% в 2011 году и 5% в 1980 году.