Если положить на стол писателю Александру Куприну стопку чистых листов, он их все испишет! Многие считали его графоманом. Об этом пишут современники, указывая на способность Куприна много писать и любовь к тому, чтобы (в прямом смысле этого слова) водить пером.
Автор «Ямы» и «Гранатового браслета» — это выдающийся писатель, но он находится в списке Великих Малых писателей.
Моя покойная бабушка — поклонница русской литературы XIX-XX веков — улыбаясь, говорила моему отцу-испанцу: «У вас бы, наверное, такие как Куприн сейчас были бы на уровне вашего Сервантеса», и хохотала. Затем неизменно добавляла: «А у нас таких пруд пруди! Посуди сам: Глеб Успенский, Гиляровский, Короленко, и далее по списку!».
К чему это такой заход, спросите Вы? А вот к чему. Огромная страна, огромные просторы, огромные ресурсы, много талантов — всего много, но есть нечто, чего всегда не хватало и не хватает поныне. Это человеколюбия. Сегодня, в день Святой Пасхи, хочется думать только о светлом, вечном и всепобеждающем. Об этом мы и будем сегодня говорить.
Раз уж мы начали говорить о литературе — так уж и продолжим. Известная фраза, с которой на первой же лекции начинается всё обучение в Литературном Институте им. Горького в Москве, где «учат на писателя»: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», подразумевая прежде всего философию и эстетику великого русского и украинского писателя, актуальна и поныне.
Но Гоголь был велик не только своим мировоззрением, своим глубоким христианским взглядом, но и глубоко социальным и, я бы сказал, социально-гуманистическим подходом к отдельно взятой личности.
Помните слова Акакия Акакиевича сослуживцам: «Зачем же вы меня обижаете?!». Сослуживцы постоянно издевались, унижали бедного «маленького человечка», но когда этот забитый, затюканный, униженный и вечно оскорблённый человечек возвысил свой голос, сказав всего-навсего своим обидчикам в виде своей слабой защиты, слабым голосом, со слезами на глазах, зачем они это делают, то тогда даже эти мордовороты, чинуши, мерзопакостные псы бюрократии, лизоблюды были ошарашены и остолбенели.
Их реакция была ошеломляющей, ведь они не ждали от этого маленького забитого лягушонка даже такого мышиного писка, который он издал. Этот самый писк и произвёл на них эффект разорвавшейся бомбы, но не своим содержанием и даже не своей формой, а тем, что он вообще имел место. Тем, что тот вообще пропищал.
Гениальный писатель, который действительно искренне считал, что «Шинель» — это глубокое философское повествование о русской жизни, вольно или невольно показал, что после этого события, когда вот таким своеобразным путём в результате возвышения голоса трагедия маленького человечка превратилась в начало его «большого восхождения» (он купил себе дорогую шинель с дорогим воротником), на него обращает внимание начальство, он начинает идти в гору и в конечном счёте преуспевает.
Гоголь — это главный трагик русской литературы. Человек, который писал с огромным чувством юмора замечательные, радостные вещи, такие как «Ревизор», «Мёртвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки» — трагик, и трагик прежде всего тем, что написал свою «Шинель».
Ведь дело в том, что кратковременное восхождение маленького человека стало возможным потому, что он себе справил дорогую шинель. Но он вскоре теряет всё. Так часто происходило и происходит в России.
Когда Акакий Акакиевич возвращался со службы домой, в тёмном переулке «огольцы» ограбили его, и (в прямом смысле) сняли с него его благополучие — сдернули с его плеч накинутую на него дорогую шинель (в то время эта одежда носилась как накидка, с застёжкой спереди).
Гениальный Гоголь ещё раньше Достоевского показал главную трагедию не только русской жизни, но и вообще трагическую суть устройства человеческого общества.
Мы сегодня говорим об этом только по одной причине: по причине того, что в мире всё изменчиво и всё непостоянно. Вечно только одно: борьба добра и зла. И вечно всегда то, что добро побеждает зло. Пусть не сразу, но побеждает. Вот именно этому, и ничему другому, посвящается великий праздник Светлой Пасхи, который мы сегодня отмечаем.
Стало ясно, кто виноват в появлении коронавируса. Неясны пока обстоятельства: кто конкретно, как, зачем и почему. Но это вот-вот станет понятным. То, что предрекала редакция «Э-Вести» более двух недель тому назад, происходит уже сегодня. Правительство Великобритании уже объявило о том, что после пандемии отношения страны с Китаем не будут прежними. Они претерпят глубокие изменения.
Эти слова исполняющего обязанности главы кабинета можно перевести с дипломатического языка на общедоступный как то, что Великобритания уже знает «виновника торжества». Теперь надо только оформить «содержание события». Другими словами, привести несокрушимые аргументы вины автора трагедии, посчитать убытки и вынести все мыслимые и немыслимые штрафные санкции.
Какие это будут штрафные санкции, я думаю, англичане уже знают, раз заговорили о пересмотре отношения Лондона к Пекину.
Суть и содержание события состоит в том, что необходимо быть добрым работником в Винограднике Господнем, нужно собрать все до мельчайших подробностей факты, обличающие прямо и бесповоротно тех, кто лично виновен в известных событиях, делая это со всем тщанием, кропотливостью и усердием.
Ошибок и пропагандистского флёра здесь быть не должно. Всё должно быть серьёзно и по-взрослому, и закончиться это должно публичным обсуждением и вынесением соответствующего вердикта. Просто пригрозить пальчиком и сказать: «Ну, смотри у меня, веди себя прилично, а то я на тебя рассержусь!», так в международных отношениях не поступают. Сначала должна вмешаться группа экспертов с участием учёных и специалистов по тем узким дисциплинам, о которых идёт речь (управление рисками, эпидемиология и вирусология, гражданская оборона, санитарные врачи) — всех тех, которые могут сказать своё веское слово в этой очень непростой истории.
Затем, как нам представляется, должно быть решение (видимо, решение Кабинета, затем Парламента Её Величества, и после этого принятие решения о проведении Международного Трибунала — своего Нюрнберга), дабы учесть все обстоятельства глобальной трагедии, приведшей к стольким бедам, к стольким человеческим жертвам и, в конечном счёте, к переделу мира. Во всяком случае, с точки зрения изменения рыночной структуры международных экономических отношений, как минимум.
Не буду лукавить, редакция «Э-Вести» ждёт обращения к ней руководства Великобритании для обсуждения деталей организации проведения всестороннего обсуждения этой проблемы.
Изменение мира и с точки зрения экономики, и с точки зрения политики, и с точки зрения коллективной ментальности — вещь очевидная. Сейчас речь идёт о том, где и когда будет подведена эта черта, после которой начнётся нормальная жизнь. Как Вы понимаете, никакая нормализация жизни не только в рамках глобальных международных отношений, но и в масштабе одной отдельно взятой страны невозможна без вынесения оценки и подведения итогов того, что произошло.
А произошло нечто, чему нет аналогов в истории. Это не подлежит сомнению. Главное, чтобы ничего подобного впредь никогда не могло произойти. То, о чём пишут и говорят, например, учёные-футурологи США, которые намекают на ужасы и кошмары, которые якобы уже кто-то когда-то предрёк… Вы же понимаете, как это делается, дорогие читатели — происходит какое-то событие, и находят какое-то высказывание старца, предсказателя, прорицателя, какой-либо кудесницы, которая сказала «нечто», и это «нечто» притягивается за уши, даётся своя интерпретация этим словам (картренам), и дело в шляпе.
Вспоминается творчество Александра Куприна. Великий Малый русский писатель обладал искусством аллегории, метафоры, он блестяще владел русским слогом. Если обратиться к его дневникам, то мы увидим его «кухню». Нечто подобное мы наблюдаем и в сегодняшней жизни.
Те жуткие прогнозы, которые связаны с утечками различных вирусов, микробов, бактерий, новых видов оружия — да и вообще вся эта «инфодемия» (от слова информация) должна быть прекращена. Но для этого нужно поставить жирную точку и подвести черту в виде Международного Трибунала с участием всех заинтересованных сторон.