К весьма любопытным результатам пришли исследователи глобального неравенства, в число которых входили два Нобелевских лауреата по экономике Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло. В отчёте World Inequality Report 2022 им удалось проследить, куда перетекли деньги по итогам пандемии коронавируса. Результат свидетельствует о росте третьей силы при ослабевании национальных правительств и населения.
Как мы знаем из уроков истории, разбогатевший третий слой жаждет адекватной благосостоянию власти. Тут есть над чем задуматься и правительствам, и населению.
«Есть одна вещь, которую мы почерпнули из анализа данных, — заметил Лукас Ченсил, автор исследования. — Неравенство — это всегда политический выбор».
«Картина неравенства, — говорится в исследовании, — повторяет картину распределения доходов населения на пике западного империализма, в начале XX века. Это произошло по итогам тридцатилетнего периода торговой и финансовой глобализации»
Но пандемия коронавируса усугубила тренды роста глобального неравенства. «Сливки», накопленные людьми с середины 1990х годов — 38% дополнительного богатства, были сняты 1% населения Земли, и процесс чрезвычайно ускорился начиная с 2020 года во всех регионах мира.
Конечно, нищета в развитых западных странах не приняла масштабов, которые потрясли зависимые экономики. «В богатых социальных странах правительство сумело предотвратить массовый рост бедности, а в бедных странах этого не произошло. Это в очередной раз показывается важность правильно направленной социальной политики», — говорится в тексте документа.
Иными словами, политики мира могли при желании предотвратить обнищание населения, но не все это сделали. Но и сами эти правительства пали жертвой богатейших людей: вырос разрыв между чистым богатством национальных правительств и частного капитала в пользу богатейших людей, глобальных мультимиллионеров. Теперь, как мы можем предположить из исторического опыта, последние будут более уверенно диктовать государству свою волю.
В России, по данным Boston Consulting Group (BCG) насчитывается 500 богатейших людей, и им принадлежит 40% всех финансовых активов страны. Это даже не 1%, но 0.0001% населения. Российские сверхбогатые, по данным Bloomberg, сумели нарастить треть богатств за начало пандемии, когда доходы всех россиян снизились на 3.5%. (Росстат) 1% сверхбогатых россиян, по подсчётам банка Credit Suisse, по состоянию на середину 2020 года имел 57% национальных богатств России.
На российском примере мир может понять, что его ждёт. По данным Росстата, только 5.8% россиян имеют месячный доход $1’000 и более, но 20% живут не более чем на $188 (14 тысяч рублей) при официальном прожиточном минимуме $157, которого хватит на оплату коммунальных расходов (треть расходов), хлеб да гречку.