Американские авиабазы в Турции (главная мишень — Инджирлик, ключевой плацдарм для воздушных операций США против запрещенной в РФ ИГИЛ в Ираке и Сирии) могут быть закрыты в отместку за санкции и заодно за признание страной геноцида армян Османской империей, находившейся под властью младотурок, в 1915 году. Более того, Турция грозит признать геноцид против индейцев США, если турецкий парламент рассмотрит этот вопрос и придёт к положительному ответу.
Буквально (цитируется по Reuters) президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Если нам придется пойти на такой шаг, то, конечно, мы сможем сделать это (…) Если надо, закроем Инджирлик. Турция также может закрыть радиолокационную базу Курецик, если это необходимо». Крупный военный аэродром Инджирлик, действующий с 1955 года, служит для американских войск транзитным пунктом между Европой и Ближним Востоком и известен прежде всего из-за ядерного оружия («Фигаро» пишет о том, что на базе около пятидесяти американских термоядерных бомб B-61).
Сенат США 12 декабря 2019 года проголосовал за необязательную резолюцию, признающую геноцид армян. Белый дом был против этого, но все же республиканское большинство верхней палаты Конгресса США приняло такое решение.
«Если они введут такие меры, как санкции, то мы зеркально ответим на них, — сказал Эрдоган, — Для обеих сторон очень важно, чтобы США не предпринимали непоправимых шагов в наших отношениях».
Такие заявления турецкого правительства, а также его решения о соглашении с Москвой о поставке военной техники и совместном военном производстве, подчеркивают стремление стране к все более независимой роли в региональной политике. О том же свидетельствует наступление Турции на кипрском направлении — в минувшие выходные Турция решила развернуть беспилотники в своей части острова на фоне растущего энергетического спора в Восточном Средиземноморье. Как сообщает Блумберг, уже прибыл первый из необорудованных самолетов. Более того, Эрдоган представил парламенту на утверждение отдельное соглашение о военном сотрудничестве с Ливией и встретился с ливийским премьер-министром Файезом Аль-Сараджем, в разговоре с которым выразил готовность к развертыванию турецких войск на севере африканской страны по требованию.