Уже не первый год в российской и западной прессе появляются тревожные публикации о том, что Китай нанимает европейцев в качестве пилотов для гражданской авиации. Тысячи высококвалифицированных специалистов покидают Европу (в том числе сотни — Россию) в поисках высокой оплаты труда и хорошего соцпакета. Однако в последнее время говорится и о том, что и китайскую военную авиацию обучают вести боевые действия европейские инструктора.
С 2014 года в Россию также можно приглашать автопилотов из-за рубежа. Но кто польстится на зарплату, которая в разы ниже китайской? В Поднебесной платят специалистами по $17-25 тысяч в месяц. в то время как в России — 120-200 тысяч рублей ($2-3.3 тысячи), по данным профсоюза, а в Евросоюзе — 5-21 тысячи евро. Ожидаемо лётный состав покидает плохо платящую за его труд страну в поиске новых возможностей.
Китай не очень интересуется начинающими пилотами, он стремится нанять опытных специалистов, ветеранов, которых не смогла удержать родная страна. Такие есть и в Европе (Фигаро пишет о том, как французов переманивает коммунистический режим, хотя зарплаты пилотов Air France лучшие в Европе), и в Британии и в других развитых западных странах.
Тревога в СМИ была поднята из-за видео в апреле прошлого года, где человек с европейским лицом был замечен в качестве инструктора ВВС Народно-освободительной армии (НОАК). Она усилилась сейчас, когда идут разговоры о захвате Тайваня и возможном противостоянии НАТО и КНР. Однако, по словам государственного секретаря обороны Великобритании Джеймса Хиппи, этот вопрос уже много лет вызывает озабоченность британского правительства. «Мы предпринимаем решительные шаги, чтобы прекратить маневры по привлечению бывших или действующих пилотов британских военно-воздушных сил для обучения личного состава Народно-освободительной армии», — заявил он. Речь идёт о 50 инструкторах-бывших военных лётчиках Великобритании. Аналогичные вопросы руководство НАТО прорабатывает с другими странами альянса.
Китайцы не всегда вербуют военспецов напрямую, но чаще пользуясь услугами третьих лиц, таких как Испытательная летная академия Южной Африки. И пилоты не всегда понимают, что помогают китайцам готовиться к войне с Западом в возможном военном конфликте. Пока их работа за рубежом не относится к нарушению Закона о военной тайны Великобритании, но вскоре это будет расцениваться именно так.
Российские военные в свете усиления сотрудничества с Китаем пока осуществляют легальный инструктаж. Так, сообщалось, что президент Чечни Рамзан Кадыров приглашал китайцев учиться в Чечне. (в Международном учебном центре сил специального назначения в Гудермесе). Такая возможность вызвала у Китая огромный интерес.
Не пора ли России также проявить осторожность на этом направлении, ведь интерес Китая к Дальнему Востоку очевиден и не скрывается?