В Испании началась дискуссия относительно целей и задач, которые ставит перед собой новое беспрецедентное правительство Испании — левое, или, даже можно сказать, ультралевое. Запрос на справедливость — это задача, решения которой ждёт гражданское общество Испании и не только Испании.
Не будем забывать о том, что в Испании — две Испании. В своё время Нобелевского лауреата по литературе — Антонио Мачадо — спросили: «Сколько в Испании население?» и «Сколько в Испании партий». Речь шла о 1930-х годах. Он ответил: «В Испании 30 миллионов человек и 30 миллионов партий».
Конечно, это не так. Но это и так тоже. В каком смысле? А в том смысле, что каждый испанец считает, и ему Господь даёт на это право, что он может иметь свои собственные политические воззрения, отличающиеся даже от воззрений единомышленника и коллеги по партии. Это правда.
Вместе с тем, и об этом говорят не только статистические данные и опросы общественного мнения, но и отчёты правительства. В Испании приблизительно две равные части, которые группируются вокруг двух основных политико-идеологических полюсов — лево-прогрессивного (кстати, необязательно республиканского) и право-консервативного (вовсе необязательно монархического, даже большая часть правых выступает за националистическую диктатуру, единоличную власть).
Эти две «половины» сформировались (замечу сразу) задолго до Гражданской войны 1936-1939 годов. Но оформились и закрепились в период франкизма в 1960-1970-е годы, о чём свидетельствует большинство серьёзных социологических исследований — кстати сказать, в основном не испанских.
Несколько слов о так называемых «левых» задачах нынешнего правительства Испании. Вокруг этого идёт основная полемика в информационном поле страны.
Редакция «Э-Вести» хочет однозначно и категорически подчеркнуть, что её точка зрения состоит в том, что мы не обсуждаем идейную направленность какого-либо правительства, а мы даём комментарий конкретным событиям. И в этом смысле мы чётко и бесповоротно утверждаем, что в Испании назрел и перезрел запрос на справедливость.
Долгие годы пребывания консерваторов у власти привели не только к серии коррупционных скандалов, пронизавших всё общество сверху донизу, но и произошло немыслимое социальное расслоение, которое было усугублено рядом как системных, так и чисто национальных рукотворных кризисов.
Приход Подемос к власти — вещь абсолютно объективная и закономерная, потому что если бы они сейчас не пришли к власти, в стране начались бы процессы не только напоминающие ряд протестных движений в Европе (жёлтые жилеты, чёрные каски, синие флажки и т.п.), а зная испанскую действительность — это могло в очередной раз привести к смене вех, что нежелательно не только для самой Испании, но и для всего мира. Нежелательно это и для ЕС.
Подемос — это не только инструмент решения социально-экономических задач. Это то, что испанцы называют «вальвула де эскапе» (выходным клапаном) для огромного протестного критического потенциала, который накопился в обществе.
Именно по этой причине нынешнее правительство решит поставленные перед ним социально-закономические задачи, причём решит блестяще. Убеждён, что другого выхода у него просто нет. Правительству будет просто необходимо доказать свою состоятельность, как если бы это был «Последний день Помпеи». Здесь или пан, или пропал.
Правительство Испании ставит перед собой не амбициозные, а вполне реалистичные задачи: довести до конца ряд запланированных реформ (пенсионную, судебную, налоговую, трудовую, аграрную). Реализация этих и других задач займёт все пять лет. Между тем главным экономическим фоном является не защита своих отвлечённых идеологем в парадигме «левые — правые», а реализация конкретных, касающихся конкретного гражданина задач.
В начале 1990-х я имел счастье и удовольствие в составе высокопоставленных делегаций общаться с Алексеем Кудриным и другими выдающимися деятелями современной России. Сегодня эти люди отвечают у нас за проблему запроса на справедливость.
Так, например, Алексей Кудрин сегодня заявил, что возглавляемая им Счётная палата — это тот самый национальный государственный орган, который и будет впредь отвечать на запрос на справедливость. Что это значит в интерпретации Председателя Счётной палаты? Это значит, что коррупция в России (если она и есть) будет прекращена, то он как никто знает, как это сделать.
Любопытно, что в Англии тема Мегсита сегодня обсуждается горячее и масштабнее, чем тема Брексита. Появились визитные карточки, на которых пишут: «Специалист по королевской семье». Огромное количество людей, целая армия экспертов занята размышлениями по вопросу о том, будет ли это резкий Мегсит, или плавный?
Если проанализировать эти три примера: испанский, российский и английский (сюда же можно добавить и ряд протестных движений помимо жёлтых жилетов в Европе) — это, безусловно, тренд, отражающий современный исторический момент.
В Испании есть пословицы: «То, что даёт Бог — сделай уже». Эта пословица есть ничто иное как понимание того, что властным структурам пора улавливать те веяния, те намётки в социальной сфере, которые ощущаются повсеместно. И их реализовать.
В 1920-1930-е годы Иосиф Алоис Шумпетер, Макс Вебер и ряд других писали о том, что социальные сдвиги тектонического характера не рождаются одномоментно. Для них должен быть сильный социальный заряд. Серьёзные осмысления процессов, произошедшее в начале позапрошлого века, которые дали выдающиеся умы, и привели в основном к новой социальной программе так называемого «цивилизованного капитализма». Капитализм не пошёл бы по пути решения социальных задач, если бы не произошло известное его «очеловечивание».
Мы видим, что нечто подобное наблюдается и сегодня. Мы очень хотим верить, что правительство Испании не ударит лицом в грязь и докажет себе и всему миру способность решать крупные социальные задачи в условиях социал-реформизма.
В заключение хочется сказать — будет нелегко. Но победа будет за ними. Per aspera ad astra (лат. через тернии к звёздам).